Личный кабинет

НИР «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода»

В 2021 году коллектив научной лаборатории совместно с методистами и педагогами ФРЦ выполнили первый этап НИР «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05).

Работа проводится в рамках глобальной задачи по внедрению методов с доказанной эффективностью в практику работы с детьми с РАС. Актуальность этой задачи неуклонно возрастает в связи с выраженным запросом как со стороны родителей, так и специалистов психолого-педагогического профиля. Вместе с тем, эффективность помощи определяется не просто наличием в программе зарекомендовавших себя методик, но их профессиональным применением в сочетании с комплексной диагностикой. С другой стороны, существуют устоявшиеся практики, результативные по мнению самих специалистов и родителей детей с РАС, но не имеющие научных исследований эффективности. Необходимость системного решения этой проблемы определила задачи первого этапа НИРа:

  1. Анализ мировой практики проведения исследований эффективности методов работы с детьми, имеющими РАС.
  2. Описание методологии организации исследований эффективности практик работы с детьми с РАС.
  3. Проведение исследований эффективности практик работы с детьми с РАС в целях отбора наиболее результативных для дальнейшей разработки на их основе технологий сопровождения.

Результаты работ

1. Оформлен алгоритм описания практик работы с детьми с РАС в доказательном ключе, включающий практические рекомендации, и учитывающий специфику спектра аутизма и направленность (область применения). Алгоритм представляет собой методическое руководство для специалистов сопровождения и педагогов.

2. Подготовлено описание трех пилотных инновационных технологий сопровождения с учетом требований доказательного подхода в области диагностики и консультирования семей, воспитывающих детей с РАС:

  • Программа социокультурной интеграции «Идем в музей!»
  • Технология индивидуализации АООП дошкольного образования детей с РАС «Скорошкольник»
  • Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС «Кашенкин луг»

3. Организована первичная апробация и проведены пилотные (пререгистрированные) исследования результативности отдельных технологий работы с детьми с РАС. Подготовлены и поданы к публикации 8 научных статей по результатам пилотных  исследований результативности применения описанных технологий в практике работы с детьми с РАС.

4. Разработан протокол независимой оценки результативности технологий работы с детьми с РАС.

5. Организован и проведен анализ мониторинга опыта работы с детьми с РАС с целью выявления перспективных технологий сопровождения в региональных ресурсных центрах семи субъектов РФ.

6. По результатам проведенной работы опубликовано 8 научных статьей и сделаны доклады на 7 научно-практических мероприятиях, в том числе на заседании рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).

Практическое применение результатов НИР

Стандартизированное описание практик с учетом требований доказательного подхода позволит специалистам, работающим с детьми с РАС, осуществлять мониторинг целевых достижений, оценивать эффективность методов работы в различных вариантах применения и, соответственно оптимизировать программу комплексного сопровождения детей с РАС.

Протокол независимой оценки результативности технологий работы с детьми с РАС может быть использован как для планирования и организации исследований эффективности практик, так и для оценки полученных в ходе таких исследований результатов.

Поделиться