Личный кабинет

Технология тьюторского сопровождения группы обучающихся с РАС «Классный тьютор»

Название практики

Технология тьюторского сопровождения группы 
обучающихся с РАС “Классный тьютор

Авторы

  • Шмелева Елена Владиславовна, педагог-психолог ФРЦ МГППУ
  • Загуменная Ольга Викторовна, учитель - дефектолог ФРЦ МГППУ
  • Хаустов Артур Валерьевич, директор ФРЦ МГППУ, главный редактор журнала "Аутизм и нарушения развития", заместитель председателя Общественного совета при Министерстве просвещения РФ

Основная цель практики

Организация тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в процессе урочной и внеурочной деятельности в условиях курирования класса/ группы одним - двумя тьюторами

Тип практики

Модель тьюторского сопровождения, реализуемая в отдельных классах для учащихся с РАС

Общие сведения об объеме воздействия, целевой группе

Системное и непрерывное тьюторское сопровождение группы обучающихся с РАС отдельного малокомплектного класса на протяжение всего учебного дня (вариант 8.2, 8.3 адаптированной основной образовательной программы начального общего образования).

Оригинальность практики

Технология “Классный тьютор” является оригинальной разработкой, которая может применяться в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения при реализации АООП начального общего образования обучающихся с РАС

Регламентированность практики

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС (вариант 8.2, 8.3)

Оснащенность практики

Методы прикладного анализа поведения (в том числе: подкрепление, подсказки, шейпинг, анализ задач (алгоритм задач), поведенческая цепочка и др.).
Применение проактивных и реактивных стратегий работы с нежелательным поведением.
Приемы структурированного обучения TEACCH (в том числе: структурированная организация учебной среды и предсказуемый порядок задач и событий, визуальное расписание и таймер, визуальные опоры и др.).
Система визуальной поддержки.
Метод социальных историй. 
Система  альтернативной и дополнительной коммуникации (с помощью карточек PECS).

На базе какого учреждения реализуется практика, стаж реализации

Технология “Классный тьютор” разработана сотрудниками Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ и реализуется в ходе образовательного процесса в школе “РАСсвет” (на базе ФРЦ МГППУ) в 2016 - 2022 гг.

Наличие исследований эффективности практики

Авторами запланировано проведение исследование эффективности и эффектов применения технологии “Классный тьютор” в рамках дизайна с несколькими отдельными участниками. В дальнейшем планируется масштабировать исследование на другие средовые условия класса, и другие возрастные группы учащихся с РАС


Шмелева Е.В., Давыдова Е.Ю., Тюшкевич С.А., Шведовский Е.Ф., Хаустов А.В. Организация тьюторского сопровождения учебного процесса младших школьников с РАС: технология «Классный тьютор» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 4. C. 3—16. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.202220040

Отзывы

Отзывов пока нет

Поделиться