Название практики
|
Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС “Кашенкин луг”
|
Авторы
|
- Панцырь С.Н., канд.псих.наук, руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ МГППУ
- Хаустов А.В., канд.псих.наук, директор ФРЦ МГППУ
- Давыдова Е.Ю., канд.биол.наук, ведущий научный сотрудник научной лаборатории ФРЦ МГППУ
- Красносельская Е.Л., учитель-дефектолог, методист ФРЦ МГППУ
|
Основная цель практики
|
Целью программы является комплексное консультационное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС.
В ходе реализации программы ставятся следующие задачи:
- обследование ребенка, выявление особенностей и уровня его развития;
- составление индивидуального плана (перечня целей) коррекционной работы с ребенком;
- обучение родителей эффективным методам и приемам работы с ребенком в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы;
- разработка рекомендаций по организации помощи, по выбору варианта адаптированной основной образовательной программы и созданию специальных образовательных условий для ребенка;
- информирование о возможностях получения помощи в региональных образовательных организациях.
|
Тип практики
|
Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС «Кашенкин луг» представляет цикл индивидуальных встреч с семьей, воспитывающей ребенка с РАС, включающий комплекс мероприятий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам обучения и воспитания ребенка с РАС.
|
Общие сведения об объеме воздействия, целевой группе
|
Целевой группой программы сопровождения «Кашенкин луг» являются семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра
|
Оригинальность практики
|
Практика представляет собой интенсивный курс с возможностью пролонгированного консультационного сопровождения. Что в сочетании дает возможность подготовки рекомендаций и индивидуального по работе с ребенком, контроль их выполнения и обеспечение возможности полноценной консультационной поддержки при реализации рекомендаций непосредственно в условиях повседневной жизни семьи и ребенка.
Программа практики отражена в структурированном комплексе мероприятий:
- проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика, включающая методики оценки актуального уровня основных сфер развития ребенка;
- проводится работа по разработке систематизированного образовательного маршрута ребенка с учетом запроса родителей;
- составляется индивидуальный план коррекционной работы по приоритетным направлениям развития, которые реализуются с применением методов и технологий, имеющих доказанную эффективность;
- проводится мониторинг результативности и реализации программы в рамках пролонгированного консультационного сопровождения.
|
Регламентированность практики
|
Базовые регламенты практики отражены в:
- Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. «Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС». Методические рекомендации / / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.
- Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
- Панцырь С.Н., Красносельская Е.Л., Данилина К.К., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, «Кашенкин луг». Опыт оценки эффективности // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4.
|
Оснащенность практики
|
Диагностические методики:
- Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) M-CHAT-R/F
- Кентская шкала оценки развития младенцев (русская версия KID-R) для детей в возрасте до 16 месяцев.
- Шкала оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет (адаптированный вариант к условиям России RCDI).
- Психолого-образовательный профиль (PEP-3).
- Шкала адаптивного поведения Вайнленд (VABS)
- Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (VB-MAPP).
- Методика оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R).
- Тест Векслера - диагностика уровня общего интеллекта и его составляющих.
- Диагностический комплект Семаго.
- Сенсорный профиль (О.Б. Богдашиной).
Программы обучения детей с РАС:
- Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с РАС и другими нарушениями развития (VB-MAPP), автор М. Сандберг
- Программа «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH» автор Эрик Шоплер
- Программа «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов», авторы К. Морис, Д. Грин, С. Льюс
- «Ориентация в социальном мире» – «Navigating the Social World», автор Дженет Мак Афи
- Программа «Чтение мыслей» – «Mind Reading» – Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека), авторы Дж. Хэдвин, П. Хаулин, С. Барон-Коэн
- Программа «Teach Me Language» – «Научи меня говорить», авторы С. Фриман, Л. Дейк
- Коммуникационная система обмена изображениями – Picture exchange communication system (PECS), автор Э. Бонди
|
На базе какого учреждения реализуется практика, стаж реализации
|
Программа реализуется на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ в рамках консультативно-диагностической службы с 2016 года. За этот период в центр обратились более 700 семей, воспитывающих детей с РАС и сопутствующими расстройствами развития из 71 региона РФ.
|
Наличие исследований эффективности практики
|
Проведено пилотное исследование, результаты опубликованы
|