Личный кабинет

Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС «Кашенкин луг»

Название практики

Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС “Кашенкин луг”

Авторы

  • Панцырь С.Н., канд.псих.наук, руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ МГППУ
  • Хаустов А.В., канд.псих.наук, директор ФРЦ МГППУ
  • Давыдова Е.Ю., канд.биол.наук, ведущий научный сотрудник научной лаборатории ФРЦ МГППУ
  • Красносельская Е.Л., учитель-дефектолог, методист ФРЦ МГППУ

Основная цель практики

Целью программы является комплексное консультационное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС.

В ходе реализации программы ставятся следующие задачи:

  • обследование ребенка, выявление особенностей и уровня его развития;
  • составление индивидуального плана (перечня целей) коррекционной работы с ребенком; 
  • обучение родителей эффективным методам и приемам работы с ребенком в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы;
  • разработка рекомендаций по организации помощи, по выбору варианта адаптированной основной образовательной программы и созданию специальных образовательных условий для ребенка;
  • информирование о возможностях получения помощи в региональных образовательных организациях.

Тип практики

Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС «Кашенкин луг» представляет цикл индивидуальных встреч с семьей, воспитывающей ребенка с РАС, включающий комплекс мероприятий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам обучения и воспитания ребенка с РАС.

Общие сведения об объеме воздействия, целевой группе

Целевой группой программы сопровождения «Кашенкин луг» являются семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра

Оригинальность практики

Практика представляет собой интенсивный курс с возможностью пролонгированного консультационного сопровождения. Что в сочетании дает возможность подготовки рекомендаций и индивидуального по работе с ребенком, контроль их выполнения и обеспечение возможности полноценной консультационной поддержки при реализации рекомендаций непосредственно в условиях повседневной жизни семьи и ребенка.

Программа практики отражена в структурированном комплексе мероприятий:

  • проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика, включающая методики оценки актуального уровня основных сфер развития ребенка;
  • проводится работа по разработке систематизированного образовательного маршрута ребенка с учетом запроса родителей;
  • составляется индивидуальный план коррекционной работы по приоритетным направлениям развития, которые реализуются с применением методов и технологий, имеющих доказанную эффективность;
  • проводится мониторинг результативности и реализации программы в рамках пролонгированного консультационного сопровождения.

Регламентированность практики

Базовые регламенты практики отражены в:

  1. Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. «Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС». Методические рекомендации / / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.
  2. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
  3. Панцырь С.Н., Красносельская Е.Л., Данилина К.К., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, «Кашенкин луг». Опыт оценки эффективности // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4.

Оснащенность практики

Диагностические методики:

  1. Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) M-CHAT-R/F
  2. Кентская шкала оценки развития младенцев (русская версия KID-R) для детей в возрасте до 16 месяцев.
  3. Шкала оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет (адаптированный вариант к условиям России RCDI).
  4. Психолого-образовательный профиль (PEP-3).
  5. Шкала адаптивного поведения Вайнленд (VABS)
  6. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (VB-MAPP).
  7. Методика оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R).
  8. Тест Векслера - диагностика уровня общего интеллекта и его составляющих.
  9. Диагностический комплект Семаго.
  10. Сенсорный профиль (О.Б. Богдашиной).

Программы обучения детей с РАС:

  1. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с РАС и другими нарушениями развития (VB-MAPP), автор М. Сандберг
  2. Программа «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH» автор Эрик Шоплер
  3. Программа «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов», авторы К. Морис, Д. Грин, С. Льюс
  4. «Ориентация в социальном мире» – «Navigating the Social World», автор Дженет Мак Афи
  5. Программа «Чтение мыслей» – «Mind Reading» – Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека), авторы Дж. Хэдвин, П. Хаулин, С. Барон-Коэн
  6. Программа «Teach Me Language» – «Научи меня говорить», авторы С. Фриман, Л. Дейк
  7. Коммуникационная система обмена изображениями – Picture exchange communication system (PECS), автор Э. Бонди

На базе какого учреждения реализуется практика, стаж реализации

Программа реализуется на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ в рамках консультативно-диагностической службы с 2016 года. За этот период в центр обратились более 700 семей, воспитывающих детей с РАС и сопутствующими расстройствами развития из 71 региона РФ.

Наличие исследований эффективности практики

Проведено пилотное исследование, результаты опубликованы

Поделиться