Личный кабинет

Программа социокультурной интеграции «Идем в музей!»

Паспорт практики

Название практики

Программа социокультурной интеграции «Идем в музей!»

Авторы/разработчики 

  • Хилькевич Евгения Владимировна, социальный педагог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
  • Хаустов Артур Валерьевич, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ

Основная цель практики

Социализация и социокультурная интеграция обучающихся с РАС посредством организации выездной внеурочной деятельности в музеях.

Тип практики 

Цикл мероприятий (модулей) по организации посещения музея группой детей с РАС

Общие сведения об объеме воздействия, целевой группе

Цикл включает в себя 8-9 модулей на протяжении учебного года.

Каждый модуль состоит из пяти этапов работы, которые проводятся педагогами в течение 2-4 недель: предварительная работа педагогов с музейными сотрудниками по подготовке среды и адаптации содержания музейного занятия, групповую работу с обучающимися с РАС в школе по подготовке к мероприятию, проведение выездного мероприятия, завершающее занятие по итогам поездки с элементами проектной деятельности и работу с родителями.

Программа предназначена для учеников с РАС, обучающихся в отдельных (автономных) или инклюзивных классах с применением модели «ресурсный класс» на уровнях начального и основного общего образования. Применима для реализации в рамках адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с РАС (варианты 8.1, 8.2, 8.3, 8.4)

Также программа может реализовываться на дошкольном уровне образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности с воспитанниками, обучающимися по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, если в программе воспитания образовательной организации предусмотрена выездная внеурочная деятельность.

Оригинальность практики

Программа «Идем в музей!» является авторской разработкой пошагового алгоритма организации выездного внеурочного мероприятия для обучающихся с РАС. Используется для наполнения содержательной части вариативного модуля «Экскурсии, экспедиции, походы» программы воспитания образовательного учреждения (Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся")

Программа основывается и включает в себя методы работы с детьми с РАС с доказанной эффективностью, входящие в реестры, подготовленные такими организациями как «Национальный центр аутизма» (National Autism’s Center), «Национальный центр анализа информации по научным данным и практикам в области аутизма» (National Clearinghouse on Autism Evidence and Practice) и других.

Регламентированность практики

  1. Манелис Н.Г., Хилькевич Е.В., Сорокин А.Б. Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 15
  2. Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: метод. пособие / Авт.-сост. Е.В. Хилькевич; под общ. ред. А.В. Хаустова, Д.Р. Халиковой, Н.В. Черкасовой. — Москва: МГППУ, 2021. — 102 с.
  3. Сборник лучших сценариев музейных занятий для детей с особенностями ментального развития. ИКОМ России, 2019.

Оснащенность практики

  • Использование социальных историй
  • Обучение с использованием видео (в т. ч. видеомоделирование)
  • Ролевые игры
  • Прайминг (предварительная подготовка)
  • Визуальное расписание и другие инструменты визуальной поддержки
  • Сенсорный аудит и обеспечение сенсорной доступности музеев
  • Адаптация сценариев музейных программ под потребности детей с РАС
  • Проектная деятельность

На базе какого учреждения реализуется практика, стаж реализации

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», 5 лет

Отзывы

Отзывов пока нет

Поделиться