Методическое руководство
Авторы-составители: Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В., Сорокин А.Б., Давыдов Д.В.
Описание практики
1. Методологическое обоснование практики
1.1. Типичные проблемы лиц, обращающихся за помощью. Основные запросы на помощь специалистов.
1.2. Теоретические положения о механизмах нарушений, особенностях развития, на основании которых разрабатывалась практика (ссылки на публикации приводятся в Приложении 1.4).
1.3. Использующиеся методики, приемы работы и организации практики с обоснованием выбора (ссылки на публикации приводятся в Приложении 1.2).
1.4. Аналогичные практики (ссылки на публикации приводятся в Приложении 1.3).
Перечислить (схожие по целям, использующие те же методики).
1.5. В чем отличие от аналогов (это может быть уникальность, разработанность, применение известных методов, приемов, программ к конкретным условиям, определенное сочетание известных подходов). Обязательно должно соотноситься с основной целью.
2. Целевая группа
2.1. Основные благополучатели (возраст, пол, возможные диагнозы, специфические особенности развития).
2.2. Косвенные благополучатели (родственники и другие лица, взаимодействующие с основными благополучателями).
2.3. Критерии отбора (включения в группу). Если есть, то описать процедуру и перечислить документы, принимаемые во внимание при отборе (например, рекомендации ПМПК, заключения специалистов).
3. Цели практики
3.1. Общая цель.
3.2. Основные цели (конкретно по областям развития: обучение, социализация, коммуникация, поведение и т.д. – что ожидается по результатам).
Область развития |
Ожидаемый результат |
|
|
|
|
|
|
3.3. Цели практики в области преодоления трудностей, характерных для РАС.
Цели |
Ожидаемый результат |
|
|
|
|
|
|
3.4. Дополнительные цели (касающиеся семьи, отношений, приобретения какого-либо опыта родителями, обучение и т.д.).
3.5. Возможные дополнительные положительные эффекты реализации практики (формирование компетенций, организация среды для взаимодействия родителей, расширение кругозора, получение «передышки» для родителей, и др.).
3.6. Противопоказания и ограничения для применения практики.
4. Структура практики
Этапы реализации практики
4.1. Предварительный этап (отбор, начальная беседа, предварительное анкетирование и др.).
4.2. Начальный этап (стартовая диагностика, индивидуальное планирование, адаптационный период и др.).
4.3. Основной этап (форма реализации практики и ее вариантов (если есть)).
4.5. Завершающий (контрольный) этап (итоговая диагностика, получение обратной связи).
4.6. Предусмотренные формы взаимодействия с косвенными благополучателями (родственниками и другими лицами, взаимодействующими с основными благополучателями).
Этапы реализации могут отличаться от предложенных. Описание структуры должно давать представление о предусмотренных практикой видах взаимодействия, их последовательности и продолжительности
5. Регламент и формы реализации практики
5.1. Основная форма реализации практики (индивидуальные занятия, групповые занятия (примерный размер группы), консультации, проектная деятельность, трудовая деятельность и др.). Указать периодичность, продолжительность и общую длительность воздействия.
5.2. Наличие документов, регламентирующих реализацию практики (готовые программы, авторские программы, конкретные методики, учебный план, план индивидуальной работы и др.)
- Наименование документа, краткое описание
- …
Для опубликованных материалов приводятся ссылки на Список литературы
Сами документы и примеры бланков заключений, планов индивидуальной и групповой работы разместить в Приложении 2.
5.3. При наличии указать возможные варианты реализации практики (в ускоренном или замедленном темпе, с использованием дополнительных средств, может осуществляться дистанционно или в смешанном формате, и др.
6. Оснащенность практики
6.1. Методики, приемы и подходы использующиеся в ходе реализации практики, методики для достижения основных целей (ссылки на публикации приводятся в Приложении 1.2).
Название методики |
Цель применения (указать, если методика применяется частично или в модификации) |
|
|
|
|
|
|
6.1.1. При использовании неопубликованных авторских методик – привести краткое описание, назначение, достигаемый результат.
6.2. Методы индивидуализации воздействия.
Перечислить методы, приемы, использующиеся для индивидуальной адаптации условий и методов воздействия с учетом индивидуальных особенностей благополучателей (изменение режима, адаптация материалов, применение спец. средств (средства альтернативной коммуникации), регуляции сенсорной нагрузки) и др.
6.3. Методики, использующиеся для диагностики (ссылки на публикации приводятся в Приложении 1.5).
Название |
Цель применения |
|
|
|
|
6.3.1 При использовании специально разработанных инструментов (опросники, тесты, чек-листы и т.п.) привести краткое описание, назначение, получаемый результат (без подробного описания обработки результатов). Примеры бланков разместить в Приложении 3.
6.4. Методы контроля достижения целей.
Перечислить методы контроля достижения целей в соответствии с таблицами 1,2. Для основных целей практики и целей, специфических для РАС.
Основные цели |
Метод контроля достижения |
|
|
|
|
Цели, специфические для РАС |
|
|
|
|
|
Ссылки на стандартные методики разместить в соответствующем разделе списка публикаций, Специально разработанные инструменты контроля представить в Приложении 3.
7. Специалисты, реализующие практику
7.1. Специалисты какой квалификации могут реализовывать практику.
7.2. Сколько и каких специалистов необходимо для реализации практики, включая тьюторов.
7.3. Необходимо ли специальное обучение? Если да, то где и в каком формате оно осуществляется.
7.4. Какое участие в реализации практики принимают родственники/законные представители благополучателей.
7.4.1. Как регламентировано это участие (специальные задания, методические материалы, обучающие занятия и др.).
8. Исследования эффективности практики
Приложение 1. Структурированный список публикаций
Разделы списка связаны с соответствующими разделами описания. Вначале приводятся ссылки на печатные работы, затем на интернет-ресурсы.
1. Публикации авторов практики.
2. Материалы, использующиеся при реализации практики.
3. Аналогичные практики.
4. Методологическое обоснование.
5. Диагностические инструменты.
Приложение 2. Документы, регламентирующие реализацию практики
Приложение 3. Инструменты контроля достижения целей (анкеты, чек-листы, опросники)
Приложение 4. Иные документы, необходимые для описания практики