Реализуемые и завершенные НИР ФРЦ РАС МГППУ (за период 2017-2025 гг.)
Научно-исследовательские проекты, реализованные с 2017 г:
- Междисциплинарное (психологическое, нейрофизиологическое и генетическое) исследование синдромальных форм нарушения развития, ассоциированных с РАС (2017-2018);
- Исследование прогностической валидности Плана диагностического обследования при аутизме (ADOS-2) на когорте русскоязычных испытуемых (2017-2018);
- Междисциплинарное исследование гетерогенности расстройств в спектре аутизма (2019);
- Исследование предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС (2019-2020);
- Разработка и апробация методики оценки жизненных компетенций у обучающихся с РАС на уровне начального общего образования (2019-2020);
- Разработка критериев для описания и исследования эффективности вмешательств при помощи детям, подросткам и взрослым с расстройствами в спектре аутизма (2019-2020);
- Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода (2021-2022);
- Технологии обучения и адаптации для реализации межведомственных моделей образования и сопровождения детей с РАС (2023-2024).
Текущие научные проекты 2025 г:
- “Цифровые технологии в образовании детей с РАС”;
- “Предикторы овладения чтением, математическими навыками и фонологической грамотностью у первоклассников с расстройствами аутистического спектра" (Грант РНФ);
- Выявление нейрофизиологических и психологических коррелятов нарушений функций тормозных нейронов у детей с РАС. В сотрудничестве с сотрудниками ИВНД РАН.
Наиболее значимые результаты фундаментальных нейрофизиологических и психофизиологических исследований:
- Выявлены атипичные паттерны развития коры головного мозга у детей школьного возраста с аутизмом, а также обнаружены связи морфометрических показателей с тяжестью нарушений речи при РАС (https://autism-frc.ru/news/world/1499);
- Выявлена связь низкоуровневых нейронных механизмов в слуховой коре с языковыми способностями детей с РАС (https://autism-frc.ru/news/world/1633);
- Выявлены особенности строения мозолистого тела при аутизме и их связь с речевым развитием и симптомами аутизма (https://autism-frc.ru/news/world/1562);
- Изучена корковая реакция на слуховые стимулы при РАС. Впервые получено доказательство связи между снижением мощности альфа-ритма в слуховой коре и языковыми навыками у детей с РАС (https://doi.org/10.1016/j.pnpbp.2022.110690);
- Гетерогенность нарушений речи при РАС была подтверждена с помощью комплексного исследования спектральных характеристик ЭЭГ: в группах детей с РАС выявлены отличающиеся нейрофизиологические корреляты речевых навыков, что указывает на различную природу речевых нарушений (https://doi.org/10.31857/S0131164622600860).
Наиболее значимые результаты прикладных научных исследований:
- алгоритм описания практик/ технологий работы с РАС в доказательном ключе (https://autism-frc.ru/work/evidence_based/1538);
- разработано и апробировано – 6 технологий работы с детьми с РАС (https://autism-frc.ru/work/evidence_based);
- разработаны диагностические инструменты:
-
Инструмент оценки школьных навыков “Компас тьютора” (https://autism-frc.ru/onlinediag/tutorcompass/index).
-
Методика оценки жизненных компетенций для младших школьников (https://autism-frc.ru/work/science/757);
-
Шкала оценки навыков коммуникации (ШОНК).
- разработаны прототипы геймифицированных методик развития коммуникативной сферы:
-
Интерактивное пособие для развития речи «Дискурс»;
-
Методика тренировки навыков социальной коммуникации у детей РАС «Открытый мир».
-
разработан «Протокол деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому консультированию детей (обучающихся) с РАС и их родителей».
Патенты / зарегистрированные РИД
Получен патент на изобретение “Способ диагностики Синдрома умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой X (FXS), у детей и подростков в возрасте от 3 до 19 лет по данным спектрального анализа ЭЭГ”. Внедрение протоколов для дифференциальной диагностики состояний внутри группы расстройств аутистического спектра является важной задачей консультативного этапа сопровождения детей с РАС. Алгоритм, основанный на дискриминантном анализе данных ЭЭГ, позволяет выявить группу риска по синдрому FX. Учитывая семейный характер наследования синдромов, ассоциированных с мутациями гена FMR1, данный протокол будет востребован врачами и нейрофизиологами как дополнительная диагностическая процедура у детей с РАС и/или нарушениями умственного развития.
Публикации сотрудников научной лаборатории ФРЦ РАС МГППУ
Список публикаций сотрудников научной лаборатории ФРЦ РАС МГППУ за 2024-2025 г.г.
Список публикаций сотрудников научной лаборатории ФРЦ РАС МГППУ за 2020-2023 г.г.
Список публикаций сотрудников научной лаборатории ФРЦ РАС МГППУ за 2020 г.
Список публикаций сотрудников научной лаборатории ФРЦ РАС МГППУ 2017-2019 г.г.