НИР «Разработка и апробация методики оценки жизненных компетенций у обучающихся с РАС на уровне начального общего образования»

АННОТАЦИЯ

научно-исследовательского проекта

«Разработка и апробация методики оценки жизненных компетенций у обучающихся с РАС на уровне начального общего образования»

Научная лаборатория ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Руководитель проекта. Давыдова Е.Ю., кандидат биологических наук, в.н.с. научной лаборатории ФРЦ МГППУ.

Сроки проведения работы 09.01.2019 г.  – 31.12.2020 г.

Оценка сформированности жизненных компетенций является необходимым условием контроля результатов комплексного освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС. В соответствии с положениями деятельностного подхода, признанного основополагающим в современном образовании, одним из важнейших результатов обучения должно стать формирование социальных компетенций, а также овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Разрабатываемая методика опирается на современные научные представления и отвечает требованиям, необходимым для широкого использования:

  • Актуальность – комплексный анализ адаптивности поведения ученика в контексте типичной школьной деятельности.
  • Доступность – понятный алгоритм, отсутствие необходимости использования дополнительного оборудования.
  • Практикоориентированность - возможность оценить причины снижения эффективности учебной деятельности с целью индивидуализации  педагогической помощи.

 

Новизна исследования. Разработанная методика оценки жизненных компетенций является инновационной и не имеет аналогов в психолого-педагогической практике.

  • Учет контекста деятельности позволяет оценить способность применения навыка в типичных для школьного обучения  ситуациях.
  • Метод рассчитан на применение учителями, непосредственно работающими с ребенком, а не сторонними специалистами, эпизодически наблюдающими ребенка, что дает возможность оценить типичное поведение и его соответствие предъявляемым требованиям.
  • Полученные результаты оценки обрабатываются с применением метода многомерного шкалирования, что позволяет учесть уровни сформированности компетенций, область их реализации и выявить дефициты в конкретных сферах психической деятельности.

 

Цель исследования. Разработка инструмента оценки жизненных компетенций у обучающихся с РАС на уровне начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Предмет исследования. Психолого-педагогические показатели деятельности учащихся на уровне начального общего образования, жизненные компетенции как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями.

 

Задачи исследования

  1. Сбор и анализ данных по уровню сформированности жизненных компетенций учащихся начальных классов при помощи рабочей версии методики оценки жизненных компетенций
  2. Сопоставление полученных результатов с данными анкетирования и показателями академической успешности и анализ полученных результатов.
  3. Доработка протоколов и (или) процедуры применения методики ОСЖК в соответствии с полученными результатами

 

Результаты выполнения работы. Комплект диагностических материалов для оценки сформированности жизненных компетенций у обучающихся на уровне начального общего образования. Диагностические таблицы; Бланки регистрации результатов; Руководство пользователя; Алгоритм обработки результатов.

 

Способ реализации результатов исследования. Внедрение метода в психолого-педагогическую практику открывает широкие перспективы применения в диагностической, коррекционной и научно-исследовательской работе, так как позволяет оценить комплекс параметров: уровень сформированности компетенций в различных областях деятельности, а также профиль выявленных дефицитов.

Поделиться