Личный кабинет

Аут Фитнес: адаптивная физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра

Название практики

Аут Фитнес: адаптивная физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра

Авторы

  • Соловьева Марина Викторовна, учитель физической культуры высшей категории ФРЦ МГППУ, solovevamv@mgppu.ru

Основная цель практики

Физическое воспитание детей с РАС средствами занятий адаптивной физической культуры

Тип практики

Технология занятий по адаптивной физической культуре для детей с РАС «Аут Фитнес»

Общие сведения об объеме воздействия, целевой группе

Целевая группа – дети с РАС, обучающиеся в начальной школе дети с РАС, обучающиеся в начальной школе по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с РАС, варианты 8.2, 8.3, 8.4 в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Оригинальность практики

  1. Методическое пособие «Методика преподавания адаптивной физической культуры для детей с расстройствами аутистического спектра» 
  2. Соловьева М.В. / «Организация дистанционного обучения адаптивной физической культуры для детей с расстройствами аутистического спектра. Помощь родителям и специалистам» Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020. – 49 с.   (ссылка на пособие на Litres.ru)
  3. Методическое пособие "Запрещенные физические упражнения для детей с ментальными нарушениями", Соловьева М.В., май 2022 г.
  4. Программа дополнительного образования в ФРЦ МГППУ «Фитнес» для детей с РАС, 2021 г.

Регламентированность практики

Базовые регламенты практики отражены в:

  1. Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. «Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС». Методические рекомендации / / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.
  2. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
  3. Панцырь С.Н., Красносельская Е.Л., Данилина К.К., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, «Кашенкин луг». Опыт оценки эффективности // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4.

Оснащенность практики

Диагностические методики:

  1. Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) M-CHAT-R/F
  2. Кентская шкала оценки развития младенцев (русская версия KID-R) для детей в возрасте до 16 месяцев.
  3. Шкала оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет (адаптированный вариант к условиям России RCDI).
  4. Психолого-образовательный профиль (PEP-3).
  5. Шкала адаптивного поведения Вайнленд (VABS)
  6. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (VB-MAPP).
  7. Методика оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R).
  8. Тест Векслера - диагностика уровня общего интеллекта и его составляющих.
  9. Диагностический комплект Семаго.
  10. Сенсорный профиль (О.Б. Богдашиной).

Программы обучения детей с РАС:

  1. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с РАС и другими нарушениями развития (VB-MAPP), автор М. Сандберг
  2. Программа «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH» автор Эрик Шоплер
  3. Программа «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов», авторы К. Морис, Д. Грин, С. Льюс
  4. «Ориентация в социальном мире» – «Navigating the Social World», автор Дженет Мак Афи
  5. Программа «Чтение мыслей» – «Mind Reading» – Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека), авторы Дж. Хэдвин, П. Хаулин, С. Барон-Коэн
  6. Программа «Teach Me Language» – «Научи меня говорить», авторы С. Фриман, Л. Дейк
  7. Коммуникационная система обмена изображениями – Picture exchange communication system (PECS), автор Э. Бонди

На базе какого учреждения реализуется практика, стаж реализации

Программа реализуется на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ в рамках консультативно-диагностической службы с 2016 года. За этот период в центр обратились более 700 семей, воспитывающих детей с РАС и сопутствующими расстройствами развития из 71 региона РФ.

Наличие исследований эффективности практики

Проведено пилотное исследование, результаты опубликованы

Поделиться