НИР «Исследование предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС»

АННОТАЦИЯ

научно-исследовательского проекта

«Исследование предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС»

Научная лаборатория ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Руководитель НИР. Переверзева Д.С., кандидат психологических наук, с.н.с. научной лаборатории ФРЦ МГППУ.

Сроки начала и окончания работ: 09.01.2019 г. – 31.12.2021 г. 

Научная новизна исследования. Впервые будет проведена адаптация методики iPips (The International Performance Indicators in Primary Schools) для младших школьников с РАС. Будет выявлена связь между когнитивным, поведенческим и нейрофизиологическим профилем и успешностью освоения адаптированной образовательной программы (8.1, 8.2) учащимися с РАС начальной ступени образования.

Цель исследования. Выявление психологических и нейрофизиологических факторов, влияющих на успешность овладения школьной программой у детей с РАС.

 

Задачи выполнения НИР   

  1. Адаптация методики iPIPS для детей с РАС
  2. Проведение первичной оценки с помощью методики iPIPS
  3. Проведение психологической оценки когнитивного и социально-коммуникативного профиля детей с РАС
  4. Проведение ЭЭГ-картирования
  5. Проведение повторной оценки с помощью методики iPIPS
  6. Анализ полученных данных с целью выявления факторов, вносящих наиболее весомый вклад в успешность / неуспешность овладения основными образовательными компетенциями

 

Методы исследования

  1. iPIPS (TheInternationalPerformanceIndicatorsinPrimarySchools) - инструмент стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Инструмент был валидизирован на большой выборке учащихся общеобразовательных школ. По результатам первичного (и последующего) тестирования детей будут полученырезультаты каждого ребенка по диагностическим блокам «Чтение», «Представления о математике» и «Фонологическая грамотность».
  2. Психологическая диагностика: профиль когнитивного и социально-коммуникативного развития.
  • Батарея тестов Кауфманов (KABC-II). Данный метод представляет собой серию заданий, предназначенных для оценки уровня интеллектуального развития у детей в возрасте от 3 до 18 лет 11 месяцев. Будут использованы субтесты, относящиеся к нескольким шкалам: шкала сукцессивной обработки информации, шкала симультанной обработки информации, невербальная шкала. В основе методики лежит нейропсихологическая модель.
  • Социально-коммуникативный опросник (SCQ) - скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра.
  • План диагностического обследования при аутизме (ADOS). Является стандартизированным методом оценки социального поведения. ADOS позволяет дать качественную и количественную квалификацию имеющихся симптомов относительно критериев, используемых в DSM-5 и МКБ-10 для постановки диагноза аутизм и аутистический спектр расстройств.
  1. Нейрофизиологическое обследование.

 Будет проводиться регистрации ЭЭГ.

  1. Методы статистической обработки данных.

 

Ожидаемые результаты выполнения НИР   

  1. В результате проведенной работы будет адаптирован вариант методики iPIPS для учащихся с РАС
  2. Будет получен набор данных, касающийся особенностей психологического и нейрофизиологического профиля детей и их связи с успешностью овладения школьной программой. Сбор данных будет проводиться в 2 этапа на протяжении всего период выполнения НИР.
  3. Результатом выполнения 1-го и 2-го этапов НИР будет: 1) формирование проектного перечня предикторов успешной учебной деятельности у детей с РАС, публикация 2 научных статей (1 статья за каждый этап выполнения НИР).

 

 

Поделиться