Исследование предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС
Руководитель работ Переверзева Д.С., к.п.н.
Научная лаборатория Федерального ресурсного центра
по организации комплексного сопровождения детей
с расстройствами аутистического спектра
Московский государственный психолого-педагогический университет
Цель исследования
Выявление психологических и нейрофизиологических факторов, влияющих на успешность овладения школьной программой у детей с РАС.
Задачи исследования
- Адаптация методики iPIPS для детей с РАС
- Проведение первичной оценки с помощью методики iPIPS
- Проведение психологической оценки когнитивного и социально-коммуникативного профиля детей с РАС.
- Проведение ЭЭГ-картирования
- Проведение повторной оценки с помощью методики iPIPS
- Анализ полученных данных с целью выявления факторов, вносящих наиболее весомый вклад в успешность/неуспешность овладения основными образовательными компетенциями.
Методы исследования
- iPIPS (The International Performance Indicators in Primary School) - инструмент стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения.
- Психологическая диагностика: профиль когнитивного и социально коммуникативного развития.
- Батарея тестов Кауфманов (KABC-II). Данный метод представляет собой серию заданий, предназначенных для оценки уровня интеллектуального развития у детей в возрасте от 3 до 18 лет 11 месяцев.
- Социально-коммуникативный опросник (SCQ) - скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра.
- План диагностического обследования при аутизме (ADOS).
- Нейрофизиологическое обследование. Регистрация ЭЭГ.
Результаты исследования
На настоящем этапе исследования были решены следующие задачи:
- Разработан адаптированный вариант инструмента iPIPS. Адаптация включала следующие изменения методики:
- Сокращение текста инструкций с целью снижения нагрузки на слухо-речевую рабочую память.
- Переозвучивание аудиальных материалов теста. В оригинальной версии iPIPS задания предъявлялись с богатой интонационной окраской. В адаптированной версии использовался нейтральный тон для снижения эмоциональной нагрузки на детей с РАС.
- Замена визуальных стимульных материалов теста. Оригинальная версия методики включала стимулы, направленные на геймификацию тестирования. В адаптированной версии они были заменены на нейтральные.
- Внесение изменений в процедуру проведения тестирования. В адаптированной версии задания были разбиты на блоки (фонетика, чтение / математика, словарный запас). Это позволило проводить тестирование за два приема, контролируя утомление ребенка.
Количественное исследование показало, что использованные модификации не изменяют оцениваемый конструкт, не облегчают и не осложняют выполнение заданий, по сравнению с основной версией методики [Брагинец Е.И., готовится к публикации].
Помимо этого была разработана система рекомендаций по проведению индивидуальной формы тестирования, которая включала дополнительное обучение, возможные варианты формы ответа ребенка, варианты дополнительного поощрения.
- Сформирован проектный перечень предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС на основе анализа литературных данных.
- Проведено обследование 51 ребенка с РАС, обучающихся в 1 классе по программам 8.1 и 8.2 в соответствии с разработанным протоколом обследования.
- Подготовлена к публикации статья на тему: «Разработка структуры аккомодаций процедуры школьного тестирования для детей с РАС, обучающихся по программам 8.1, 8.2 (на базе методики iPIPS)». Статья находится на рассмотрении в журнале “Психологическая наука и образование”.