Личный кабинет

НИР «Исследование предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС»

Исследование предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС

Руководитель работ Переверзева Д.С., к.п.н.
Научная лаборатория Федерального ресурсного центра
по организации комплексного сопровождения детей
с расстройствами аутистического спектра
Московский государственный психолого-педагогический университет

Цель исследования

Выявление психологических и нейрофизиологических факторов, влияющих на успешность овладения школьной программой у детей с РАС.

Задачи исследования

  1. Адаптация методики iPIPS для детей с РАС
  2. Проведение первичной оценки с помощью методики iPIPS
  3. Проведение психологической оценки когнитивного и социально-коммуникативного профиля детей с РАС.
  4. Проведение ЭЭГ-картирования
  5. Проведение повторной оценки с помощью методики iPIPS
  6. Анализ полученных данных с целью выявления факторов, вносящих наиболее весомый вклад в успешность/неуспешность овладения основными образовательными компетенциями.

Методы исследования

  1. iPIPS (The International Performance Indicators in Primary School) - инструмент стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. 
  2. Психологическая диагностика: профиль когнитивного и социально коммуникативного развития.
  3. Батарея тестов Кауфманов (KABC-II). Данный метод представляет собой серию заданий, предназначенных для оценки уровня интеллектуального развития у детей в возрасте от 3 до 18 лет 11 месяцев. 
  4. Социально-коммуникативный опросник (SCQ) - скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра.
  5. План диагностического обследования при аутизме (ADOS). 
  6.  Нейрофизиологическое обследование. Регистрация ЭЭГ.

Результаты исследования

На настоящем этапе исследования были решены следующие задачи:

  1. Разработан адаптированный вариант инструмента iPIPS. Адаптация включала следующие изменения методики:
  2. Сокращение текста инструкций с целью снижения нагрузки на слухо-речевую рабочую память. 
  3. Переозвучивание аудиальных материалов теста. В оригинальной версии iPIPS задания предъявлялись с богатой интонационной окраской. В адаптированной версии использовался нейтральный тон для снижения эмоциональной нагрузки на детей с РАС. 
  4. Замена визуальных стимульных материалов теста. Оригинальная версия методики включала стимулы, направленные на геймификацию тестирования. В адаптированной версии они были заменены на нейтральные. 
  5. Внесение изменений в процедуру проведения тестирования. В адаптированной версии задания были разбиты на блоки (фонетика, чтение / математика, словарный запас). Это позволило проводить тестирование за два приема, контролируя утомление ребенка. 

Количественное исследование показало, что использованные модификации не изменяют оцениваемый конструкт, не облегчают и не осложняют выполнение заданий, по сравнению с основной версией методики [Брагинец Е.И., готовится к публикации].

Помимо этого была разработана система рекомендаций по проведению индивидуальной формы тестирования, которая включала дополнительное обучение, возможные варианты формы ответа ребенка, варианты дополнительного поощрения.

  1. Сформирован проектный перечень предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС на основе анализа литературных данных.
  2. Проведено обследование 51 ребенка с РАС, обучающихся в 1 классе по программам 8.1 и 8.2 в соответствии с разработанным протоколом обследования.
  3. Подготовлена к публикации статья на тему: «Разработка структуры аккомодаций процедуры школьного тестирования для детей с РАС, обучающихся по программам 8.1, 8.2 (на базе методики iPIPS)». Статья находится на рассмотрении в журнале “Психологическая наука и образование”.
Поделиться