Исследование критериев оценки эффективности для проведения экспертизы вмешательств (практик, методов) для детей, подростков и взрослых с РАС
Руководитель работ Сорокин А.Б., к.б.н.
Научная лаборатория
Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей
с расстройствами аутистического спектра
ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет"
Цель исследования Обобщение критериев эффективности вмешательств для практического использования при описании и оценке практик и методик, применяемых при работе с детьми с РАС.
Задачи исследования
- Исследование обзорной литературы по эффективности вмешательств при нарушениях развития.
- Ведение рабочей библиографии по исследованиям эффективности вмешательств.
- Идентификация и обобщение параметров, позволяющих изучить вмешательства на предмет соответствия критериям доказательности.
- Составление тестовой версии для протокола оценки эффективности вмешательств.
Методы исследования Анализ и обобщение данных научной и методической литературы критическое сравнение доступных протоколов из смежных областей, анализ высокоцитируемых исследований эффективности вмешательств, метааналитических материалов.
Результаты исследования
- Составлена рабочая библиография по вмешательствам с доказанной эффективностью,
- Разработаны рекомендации для описания стандарта описания методов работы с детьми РАС;
- Разработан перечень критериев эффективности вмешательств;
- Разработан проект протокола оценки эффективности вмешательств для лиц с РАС.
- По результатам исследования был сформирован отчет о проведенном исследовании, содержащий:
- Рабочую библиографию по вмешательствам с доказанной эффективностью;
- Рекомендации для описания стандарта описания методов работы с детьми РАС;
- Перечень критериев эффективности вмешательств;
- Проект протокола оценки эффективности вмешательств для лиц с РАС;
- Подготовлена и подана к публикации 1 научная статья из двух частей.
Новизна результатов определяется недостаточным применением критериев оценки эффективности для описания и экспертизы методов помощи детям, подросткам и взрослым с аутизмом. Проект был направлен на идентификацию и обобщение параметров, позволяющих изучить вмешательства на предмет соответствия критериям доказательности. Анализ принципов доказательности для медицинский, психолого-педагогических и социальных вмешательств позволил выявить критерии эффективности, которые в адаптированном виде будут использоваться разработчиками вмешательств для описания предлагаемых методов. Протокол оценки исследований, посвященных эффективности вмешательств, будет использоваться практическими специалистами при принятии информированного решения о применимости того или иного метода в психолого-педагогическом сопровождении и обучении детей с расстройствами аутистического спектра.