Личный кабинет

Инструмент для оценки развития навыков у детей с аутизмом и другими нарушениями развития (ABLLS-R®)

Краткая информация

ABLLS-R®  (Assessment of Basic Language and Learning SkillsRevised) - инструмент для оценки развития навыков у детей с аутизмом и другими нарушениями развития

Авторы: Джеймс Партингтон (BCBA-D), директор Центра PartingtonBehaviorAnalysts, Inc.

Инструмент оценки навыков ABLLS-R® состоит из двух частей — протокола ABLLS-R® и руководства по проведению тестирования.

ABLLS-R® дает возможность оценить навыки ребенка в 25 областях, в том числе: сотрудничество (A), визуальное восприятие (B), навыки просьбы (F), навыки ведения диалога (H), навыки генерализации (P) и другие. В общей сложности тест оценивает 544 навыка, что делает процедуру тестирования крайне трудоемкой. Задачи в каждой области распределены по уровню возрастания сложности. Области, связанные с речевым развитием, построены на базе труда Скиннера «Вербальное поведение» (1957).

Оценка позволяет родителям и профессионалам определять проблемы, которые мешают формированию функциональной коммуникации и приобретению новых навыков в повседневной жизни.

Цели/область применения

ABLLS-R® позволяет оценить уровень развития навыков, а также может помочь родителям и специалистам установить, какие умения нужны ребенку для того, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими и обучаться в повседневной жизни.

Целевая группа

Дети до 8 лет.

Требования к квалификации специалиста, применяющего метод

Обследование проводит специалист (поведенческий специалист (ABA)/педагог-психолог/учитель-дефектолог).

Технология применения

В процессе проведения обследования с помощью инструмента ABLLS-R® специалист проводит процедуру оценки степени сформированности навыков ребенка от 0 (полное отсутствие данного навыка) до 1, 2 или 4 баллов в зависимости от задания. После завершения обследования на основе полученных данных разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком, которая учитывает текущий уровень сформированности навыков, требования образовательного учреждения, пожелания семьи и т.д.

Главной целью ABLLS-R®, как и любого другого пособия, является суммирование всех навыков ребенка для построения точной и целенаправленной программы обучения.

Тестирования ABLLS-R® продолжительно, может занимать от 10 до 12 часов.

ABLLS-R® не является стандартизированной методикой тестирования, а предназначен для составления индивидуального плана обучения и отслеживания прогресса.

Тестирование преследует три взаимосвязанные цели:

  • Определение речевых, языковых и учебных навыков, которые отсутствуют у данного ребенка. Как правило, речь идет о навыках, являющихся предпосылками для формирования других навыков, то есть навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития ребенка.
  • Составление индивидуальной программы развития (ИПР) по результатам тестирования. Как правило, для составления ИПР выбираются 20-30 навыков, которые не были продемонстрированы ребенком во время тестирования.
  • Определение эффективности обучения ребенка согласно его ИПР и оценка динамики развития данного ребенка с помощью повторного тестирования. Как правило, повторное тестирование проводится раз в 6-12 месяцев.

Информация о наличии адаптированной русскоязычной версии

Переведён на русский язык, используется.

Ссылки на источники

Использование методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R). Методическое пособие. Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Козорез А.И., Морозова Е.В.

Сайт https://proaba.ru/books

Сайт https://autism-aba.blogspot.com

Сайт http://www.sulamot.ru

 

Поделиться