Личный кабинет

Шкала адаптивного поведения Вайнленд (VABS)

Краткая информация

VABS (Vineland Adaptive Behavior Scale) – шкала адаптивного поведения.

Авторы: Sara S. Sparrow, PhD, Domenic V. Cicchetti, PhD, Celine A. Saulnier, PhD

Шкала адаптивного поведения Вайнленд является результатом пересмотра и рестандартизации Шкалы социальной зрелости Вайнленд, созданной в 1935 году Эдгаром Доллом (Vineland Social Maturity Scales by Edgar A. Doll). Шкала Вайнленд является одной из наиболее распространенных западных методик, оценивающих уровень развития адаптивного поведения.

VABS - полуструктурированное интервью, в ходе которого на вопросы исследователя отвечают родители или люди из ближайшего окружения исследуемого лица. Позволяет диагностировать уровень адаптивного функционирования человека, оценивая адаптивное поведение в четырех основных сферах жизнедеятельности: коммуникация, повседневные житейские навыки, социализация, моторные навыки. На текущий момент актуальна третья версия — Vineland Adaptive Behavior Scales, Third Edition; VABS-III.

Опросник содержит также шкалу проявлений дезадаптивного поведения. Было доказано, что использование этого опросника эффективно для выявления аутизма. Оценки в сфере социализации, полученные детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), позволяют отличить аутизм от других видов нарушения развития, включая нарушения интеллектуального развития, церебральный паралич и нарушения зрения.

Цели/область применения

Комплексная оценка адаптивных навыков детей с РАС и/или другими нарушениями развития. Раннее выявление РАС с целью осуществления раннего вмешательства; дифференциация РАС от других видов расстройств, включая нарушения интеллектуального развития, церебральный паралич и нарушения зрения; изучение особенностей адаптивного поведения детей с различными нарушениями развития и РАС; выявление уровня социализации детей с РАС и разработка программ психолого-педагогической коррекции, направленной на формирование социальных навыков.

Целевая группа

VABS применяется без возрастных ограничений

Требования к квалификации специалиста, применяющего метод

Для использования данной методики необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: диплом (специалитет; магистратура; ученая степень) по одной из следующих специальностей: психология, клиническая психология, медицина (неврология, психиатрия).

Технология применения

Процедура проведения строится на основе стандартизированного интервью, в ходе которого родители отвечают на вопросы специалиста. Диагностика проводится с обязательным наблюдением специалиста за поведением ребёнка в процессе диагностической процедуры.

Информация о наличии адаптированной русскоязычной версии

Переведён на русский язык, используется.

 Адаптация и стандартизация для применения в России не проводилась.

Ссылки на источники

Сайт Аутизм.энциклопедия https://encyclopedia.autism.help/terms/oprosnik-vaynlenda

Сайт https://ru-happychild.livejournal.com/637591.html

Сайт Person Assessmants 

Сайфутдинова Л. Р., Сударикова М. А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью шкалы Вайнленд // Школа здоровья. — 2004. — Ns1. — С. 48-56

Сайфутдинова Л. P. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати) // Аутизм и нарушения развития. — 2003. — № 2. — С. 51-57

Carter Alice S , Volkmar Fred R., Sparrow Sara S., Wang Jing-Jen, Lord Catherine, Dawson Geraldine, Fombonne Eric, Loveland Katherine, Mesibov Gary, Schopler Eric. Vineland Adaptive Behavior Scales: The Supplementary Norms for Individuals with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. — 1998. — V.28. — №.4. — P.287-302

 

Поделиться