Личный кабинет

Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями (VB-MAPP)

Краткая информация

VB-MAPP (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) – это программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями.

Авторы: by Mark L. Sundberg. Ph.D.

Программа была разработана в 2008 году Марком Сандбергом и она основана на анализе речевого поведения Б.Ф. Скиннера, этапах развития ребенка и исследованиях в области анализа поведения.

Цели/область применения

VB-MAPP позволяет выявить сильные стороны ребёнка, потребности ребёнка и определить цели работы (что необходимо сформировать, какой навык, какие сильные стороны могут помочь в процессе формирования навыка).

VB-MAPP:

1. Оценивает, насколько развиты те или навыки у ребенка и насколько они соответствуют установленным нормам развития,

2. Выявляет преграды в обучении и освоении навыков,

3. Определяет наиболее подходящее для конкретного ребенка вмешательство,

4. Дает необходимую информацию для разработки индивидуализированной программы развития вербальных и социальных навыков.

5. Помогает отслеживать динамику и измеряет результаты по итогам работы с ребенком по составленной ранее программе.

VB-MAPP — неотъемлемый инструмент в прикладном анализе поведения, который помогает как оценивать, так и разрабатывать поведенческие программы вмешательства.

Целевая группа

Дети до 4 лет. Также может применяться для людей любого возраста, если их вербальные навыки (или часть их) соответствуют уровню развития четырехлетнего типично развивающегося ребенка.

Требования к квалификации специалиста, применяющего метод

Обследование проводит специалист (поведенческий специалист (ABA)/педагог-психолог/учитель-дефектолог).

Технология применения

Оцениваются навыки в соответствии с тремя уровнями, отражающими основные этапы развития типично развивающихся детей: навыки первого уровня – 0-18 месяцев, навыки второго уровня ­­ – 18-30 месяцев, навыки третьего уровня – 30-48 месяцев.

Оцениваются 16 категорий навыков. Обследование содержит 170 субтестов.

Процесс проведения тестирования трудоемкий и продолжительный. Проведение оценки уровня навыков 1-го уровня занимает от 2 до 3-х часов, тщательное тестирование навыков второго уровня - от 4-х до 6 часов, навыков третьего уровня - 10-12 часов.

Если ребенок, которому специалист проводит оценку навыков, не говорит на данный момент, и демонстрирует, в общем, невысокий уровень навыков - проведение оценки навыков для такого ребенка может проводиться в течение одного занятия (2-3 часа). Но, если у ребенка уже сформированы некоторые речевые навыки, он неплохо понимает речь, то на проведение оценки навыков для такого ребенка потребуется 2-3 занятия (4-6 часов), иногда больше. Если же у ребенка хорошо развиты речевые навыки, то проведение оценки навыков для такого ребенка может занять 6-10 занятий (12-20 часов).

VB-MAPP состоит из 5 компонентов:

1. Оценка областей развития — предназначена для определения имеющихся у ребенка вербальных и социальных навыков. Она включает в себя 170 измеримых этапов освоения навыков и речи, которые распределены по 3 уровням развития (от рождения до полутора лет, от полутора до двух с половиной лет и от двух с половиной до четырех лет). Оцениваются такие реакции, как манд, такт, эхо, интервербал, поведение слушателя, двигательная имитация, игра, групповые навыки, визуальное восприятие и сопоставление с образцом.

2. Оценка преград обучения — дает возможность определить какие, из 24 распространенных, препятствий в обучении и освоении навыков есть у конкретного ребенка. Под барьерами понимаются проблемы с поведением, контролем, зависимостью, самостимуляцией, неспособностью к обобщению, слабой мотивацией, сенсорной чувствительностью, дефектами в вербальных реакциях, социальных навыках, зрительном восприятии, имитации и артикуляции. Это очень важный компонент, который помогает специалистам разработать программу вмешательства с учетом имеющихся препятствий.

3. Оценка перехода — содержит 18 областей оценки и отслеживает прогресс, а также определяет готовность ребенка к обучению в естественной среде.

4. Анализ задач и вспомогательные навыки — Протокол VB-MAPP содержит 35 страниц анализа задач и вспомогательных навыков для 14 из 16 областей оценки. Анализа задач напрямую связан с целевым уровнем развития навыка и представляет собой перечень дробных преднавыков более раннего уровня, необходимых для достижения цели. (Если уровни развития навыка представить, как этажи, то анализ задачи — это ступеньки). Вспомогательные навыки дополняют целевой уровень рядом важных вербальных и социальных навыков, которые следует развивать параллельно, но при этом они не обязательно являются преднавыками и над ними нет необходимости работать в точно определенном порядке, как того требуют навыки анализа задач.

5. VB-MAPP и цели индивидуальной программы обучения — включает в себя конкретные направления для каждого из 170 этапов оценки навыков и предложения по целям. Эта часть помогает сбалансировать программу вмешательства и обеспечить включение всех необходимых для конкретного ребенка задач.

Информация о наличии адаптированной русскоязычной версии

Переведён на русский язык,  используется.

Ссылки на источники

Сайт детского инклюзивного ABA- центра Моя планета

Сайт https://autism-aba.blogspot.com

Нигматуллина И.А., Борисова Н.С., Фролова А.С. Оценка базовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с помощью методики VB-MAPP  // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 25–33. doi:10.17759/autdd.2021190103 DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190103

Поделиться
Другие материалы по теме