Личный кабинет

Краткая информация

Тест Векслера (шкала Векслера, тест интеллекта Векслера) – тест для оценки уровня интеллектуального развития.

Представлен в двух вариантах: детский и взрослый.

Автор — Дэвид Векслер, американский клинический психиатр и психолог еврейско-румынского происхождения; профессор клинической психологии Медицинского колледжа Университета Нью-Йорк.

Тест является надежным, научно обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инструментом.

Цели/область применения

Тест Векслера, детский вариант. Тест создан для количественной оценки уровня интеллектуального развития.

Проводится для определения уровня интеллекта ребенка, для исключения или подтверждения диагнозов, связанных с ментальными нарушениями. Тест может помочь в дифференциальной диагностике состояний, связанных с нарушением развития речи, разнообразными трудностями в обучении. Анализ и сравнение показателей вербального и невербального интеллекта позволяют диагностировать не только общий уровень развития ребенка, но и определить способы и направления дальнейшей коррекционной работы с ребенком.

Целевая группа

В настоящее время используются 3 варианта теста Векслера, которые применяются для разных возрастных групп:

  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 2 лет 6 месяцев до 7 лет 7 месяцев;
  • тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 5 до 16 лет);
  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования подростков и взрослых (от 16 лет).

Требования к квалификации специалиста, применяющего метод

Для использования данной методики необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: диплом (специалитет; магистратура; ученая степень) по одной из следующих специальностей: психология, клиническая психология, медицина (неврология, психиатрия).

Технология применения

Тест Векслера, детский вариант. Тест состоит из заданий, разделенных на две группы. Одна из них оценивает вербальный интеллект, а другая — невербальный.  К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, понимание, нахождение сходства и т. д. К невербальным субтестам относятся шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур.

При анализе результатов теста используются специальные шкалы, которые позволяют оценить выполнение задания в соответствии с возрастом ребенка и вывести общую оценку.

При обработке результатов теста учитывают соотношение полученных показателей вербального и невербального интеллекта, общий интеллектуальный коэффициент (IQ), анализируют выполнение каждого отдельного задания.

Время проведения теста: 1- 1,5 часа.

Информация о наличии адаптированной русскоязычной версии

В России используется модификация первой версии теста Векслера (1949 год, адаптирована и стандартизирована для детей от 5 до 16 лет на отечественной выборке (Панасюк, 1973). Последняя адаптация данной версии теста была в 1991 г. (Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И., Институт практической психологии «Иматон») несколько раз переиздавалась.

В мире сейчас используются более усовершенствованные версии теста (WISC IV и WISC V), которые не прошли адаптацию в России.

Ссылки на источники

Сайт https://imaton.com/catalog/test-vekslera-detskii-variant/

Сайт Аутизм.энциклопедия https://encyclopedia.autism.help/terms/vekslera-test-dlya-detey

Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация» от 2020 г.

Тетерина М.Н., Якубова С.В. "Векслер сегодня (за и против)" Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2013 с. 90-91

Зверева Н.В., Строгова С.Е., Коваль-Зайцев А.А., Симашкова Н.В., Хромов А.И., Власенкова И.Н Психометрическая оценка интеллекта у детей с нарушениями психического развития. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2015. Т. 115. № 5-2. С. 21-27.

Поделиться