Синдром Мартина-Белл
Синдром Мартина-Белл (в современной литературе - синдром умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х; Синдром FX) – это сцепленное с полом наследственное заболевание, характеризующееся умственной отсталостью, определенными фенотипическими особенностями и нарушениями аутистического спектра. Синдром FX— наиболее часто встречающаяся наследуемая форма аутизма и умственной отсталости.
Лицевой фенотип:
Люди с синдромом FX имеют специфические черты внешности
Фотография с сайта http://medgen.genetics.utah.edu/photographs/pages/fragile_x.htm
- Удлиненное лицо
- Большие, оттопыренные ушные раковины
- Выступающий лоб
- Загнутый, но тупой кончик носа
- Высокое арочное небо
- Страбизм и астигматизм
- Макроорхизм (наблюдается более чем в 80% случаях) после 14
Отличительной особенностью являются также соединительно-тканные нарушения: сухая растяжимая кожа, гипермобильность суставов, сколиоз, пролапс митрального клапана.
Психологические особенности:
Основным клиническим проявлением синдрома является снижение познавательных способностей. У большинства мальчиков IQ не превышает значения 50. Относительно сохранными являются зрительное восприятие и номинативная функция речи. У девочек, за счет наличия второй, «здоровой» X хромосомы нарушения могут быть не так заметны. Интеллект чаще соответствует нормативным значениям, однако обычно имеются выраженные трудности в решении математических задач. В целом, для людей с синдромом FX характерны:
- Снижение познавательных способностей
- Своеобразие речевого развития.
Речь ускоренная, характеризуется сбивчивостью, обилием повторов, эхолалий.
- Трудности коммуникации и социального взаимодействия.
По разным оценкам до 40% детей удовлетворяют всем критериям для постановки диагноза расстройства аутистического спектра.
- Гиперактивность и нарушения внимания
- Высокий уровень социальной тревожности
- Гиперчувствительность к сенсорным стимулам.
- Нарушения исполнительных функций
(трудности планирования, переключении внимания), зрительно-пространственной координации.
Ссылки: