С 17 по 21 февраля 2020 года в рамках деятельности ФРЦ по сопровождению регионов прошли внебюджетные всероссийские курсы повышения квалификации по теме: «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС». На обучение приехали 39 специалистов из 9 регионов страны.
Специалисты ФРЦ поделились своим опытом работы по данной тематике. Все лекции, семинары, практические занятия провели практикующие специалисты и учителя Центра, работающие непосредственно с обучающимися с РАС. На занятиях были разобраны видео-примеры из личных архивов наших специалистов. В ходе всего курса преподаватели использовали наглядные материалы и иллюстрации: презентации, видео-ролики, дидактические материалы для работы с детьми.
На курсах специалистами были разобраны следующие вопросы:
- Каковы основные задачи и трудовые функции тьютора в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность тьютора в образовательной организации.
- Какова специфика работы тьютора с детьми с РАС, обусловленная особенностями их развития и особыми образовательными потребностями.
- Каковы особенности тьюторского сопровождения детей с РАС, получающих образование по различным вариантам адаптированной образовательной программы.
- Каковы особенности организации тьюторского сопровождения в различных образовательных моделях: полная инклюзия, инклюзия с применением модели «Ресурсный класс», отдельный класс для детей с ОВЗ (с особыми образовательными потребностями).
- Какие специальные образовательные условия необходимы для обучающегося с РАС и как их создать в образовательной организации.
- Какие модели тьюторского сопровождения применяются в системе образования: индивидуальное сопровождение, система курирования класса, «переходящий» тьютор.
- Как сопровождать ребёнка с РАС на уроке и во время внеурочной деятельности.
- Как преодолевать возникающие поведенческие, социально-коммуникативные трудности и трудности обучения ребёнка с РАС.
- Как адаптировать учебные материалы для обучающихся с РАС.
- Какие методы, приёмы и способы работы используются в профессиональной деятельности тьютора и как они применяются:
- метод структурированного обучения;
- визуальная поддержка;
- методы и техники, применяющиеся в рамках прикладного анализа поведения (АВА);
- способы преодоления дезадаптивного поведения;
- методы альтернативной коммуникации.
- Как организовать взаимодействие тьютора с родителями.
Занятия проходили в виде лекций, семинаров, практических занятий. Было рассмотрено и разобрано много видеоматериалов из личных архивов преподавателей ФРЦ. В один из дней работы курсов повышения квалификации, слушателям организовали экскурсию по Федеральному ресурсному центру. У специалистов из регионов была уникальная возможность увидеть реальные условия обучения детей с РАС, получить индивидуальную консультацию специалистов, педагогов работающих в ФРЦ! Специалисты Центра компетентно отвечали на поставленные вопросы, разбирали каждый отдельный случай, давали рекомендации. Директор ФРЦ Артур Валерьевич Хаустов провёл для гостей презентацию деятельности Центра.