9-12 декабря 2024 года Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ) посетила Максём Лилия Владимировна, руководитель Центра коррекции, развития и семейной психологии «Солнечный мир», учитель-логопед МБОУ «Гимназии № 29 г. Уссурийска» Приморского края.
Программа встречи включала посещение 2-х школьно-дошкольных отделений ФРЦ (ул. Кашенкин Луг, д.7; ул. Архитектора Власова, д. 19, стр. 2).
В рамках встречи были показаны уроки по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (варианты 8.1, 8.2, 8.3, 8.4), которые провели:
- Майданчук Светлана Юрьевна – учитель начальных классов,
- Ветров Александр Олегович – учитель начальных классов, учитель-дефектолог,
- Захарченко Мария Алексеевна – учитель начальных классов,
- Загуменная Ольга Викторовна – учитель начальных классов, методист,
- Чистякова Людмила Андреевна – учитель начальных классов, учитель-дефектолог,
- Шептунова Татьяна Владимировна- учитель начальных классов, учитель-дефектолог,
- Гордеева Светлана Борисовна – учитель музыки, учитель-логопед.
В рамках внеурочной деятельности, относящейся к коррекционно-развивающей области, были проведены занятия коррекционного курса по развитию речи специалистами:
- Воропаева Ирина Евгеньевна – учитель-логопед,
- Никонова Наталья Анатольевна – учитель-логопед,
- Каширина Ольга Юрьевна – учитель-логопед.
Занятие коррекционного курса по формированию коммуникативного поведения у обучающихся с РАС провела Кистень Валентина Валерьевна – педагог-психолог, а занятие коррекционного курса по сенсорному развитию педагог-психолог- Волгина Наталья Николаевна.
В рамках внеурочной деятельности были показано занятие кружка «Творческая мастерская». Вопросы организации творческой деятельности обучающихся с РАС были раскрыты на консультации педагогом дополнительного образования Короткой Татьяной Владимировной. Особый интерес вызвала организация работы с детьми с РАС в мультстудии ФРЦ.
Именно практический опыт обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС всегда вызывает наибольший интерес и много вопросов для обсуждения. Специалисты ФРЦ охотно делились и раскрывали методы и приемы обучения детей с РАС с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, рассказывали и показывали свои авторские разработки, учебно-дидактические материалы, обеспечивающие реализацию дифференцированного подхода в обучении.
Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС на уроках обеспечивали:
- Пупышева Ольга Николаевна – тьютор,
- Фейнберг Ирина Александровна – тьютор,
- Михнева Екатерина Сергеевна – тьютор,
- Будаева Анна Александровна – тьютор,
- Кистень Кристина Сергеевна – тьютор,
- Честнова Наталья Евгеньевна – тьютор,
- Шевелева Ольга Валерьевна – тьютор.
В практической деятельности тьюторов были актуализированы основные задачи тьюторского сопровождения в ходе урочной и внеурочной деятельности, вопросы адаптации учебной среды и использования системы визуальной поддержки, технологии использования подсказок.
В рамках программы посещения ФРЦ были также проведены консультации по вопросам образования обучающихся с РАС:
Гордеева Ирина Николаевна – заведующая школьно-дошкольным отделением, осветила нормативно-правовые основы организации обучения детей с РАС на уровне начального общего образования и разработки локальных актов образовательной организации, варианты адаптированных образовательных программ для обучающихся с РАС, разработанных Федеральным ресурсным центром.
Загуменная Ольга Викторовна – методист, учитель начальных классов, и Чистякова Людмила Андреевна – учитель начальных классов, учитель-дефектолог, рассказали об адаптации учебных материалов для обучающихся с РАС.
Шмелева Елена Владиславовна – педагог-психолог, познакомила с системой организации тьюторского сопровождения обучающихся с РАС.
Панцырь Сергей Николаевич – руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ, к.псих.н., раскрыл основы прикладного анализа поведения, подходы к коррекции нежелательного поведения и вопросы выстраивания целостной и качественной системы работы с родителями.
Программа посещения ФРЦ была насыщенной и разноплановой, что позволило сформировать целостное представление об организации обучения детей с РАС на уровне начального общего образования и создании специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей детей данной категории.