Личный кабинет

28 ноября в Москве открылась конференция «Комплексное сопровождение детей с Расстройствами аутистического спектра».

28 ноября в Концертном зале «Останкинский» открылась III Всероссийская научно-практическая конференция «КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА».

Конференция организована Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Московскимгосударственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ), Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.

Более 700 участников из 59 регионов РФ приветствовала СВЕТЛАНА АЛЕХИНА - проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования. После этого перед присутствующими выступили ребята из Интегрированного театра-студии «Круг II», а также детского музыкального коллектива школы «РАСсвет» Федерального ресурсного центра (ФРЦ). Искренние улыбки, проникновенное исполнение юных артистов не могли не тронуть публику и стали наглядной демонстрацией значимости и эффективности работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Светлана Алехина вручила коллективам благодарности за выступление на конференции, а также выразила пожелание, чтобы таких коллективов становилось все больше и больше. 

ТАТЬЯНА СИНЮГИНА - заместитель министра просвещения Российской Федерации зачитала приветствие министра просвещения Российской Федерации ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВОЙ. В частности, она отметила, что в последние годы увеличилось количество детей с РАС и конференция, посвященная данной тематике, — это площадка для помощи семье, способствующая консолидации усилий, направленных на выстраивание системы поддержки, развития общества равных возможностей.

Свое приветствие также передала собравшимся ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА - первый заместитель Министра здравоохранения РФ. В ее обращении, зачитанном Светланой Алехиной, отмечалось, что люди с РАС составляют 1% населения Земли, и их количество растет, подчеркивалась важность проведения конференции. Татьяна Яковлева поздравила участников с открытием и пожелала им творческих успехов. 

МАРИНА ГОРДЕЕВА - председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в своем видеоприветствии также говорила об актуальности проблематики и рассказала о вкладе Фонда в поддержку деятельности, направленной на развитие детей с РАС, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

АНАСТАСИЯ ЗАЛОГИНА - президент Фонда помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» поздравила организаторов конференции с успехом, подчеркнула значимость взаимодействия разных структур — государственных учреждений, НКО и родителей детей с РАС, - только совместные усилия позволят двигаться вперед, добиваться реальных результатов. 

ИГОРЬ ШПИЦБЕРГ - Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), выступил с приветственным словом к участникам конференции, выразил благодарность правительству РФ, Президенту РФ  за помощь в организации масштабной работы с детьми с РАС. Он подчеркнул значимость сочетания трех компетенций — родители, специалисты, органы власти. Именно для обеспечения плодотворного диалога между этими тремя составляющими и была создана ВОРДИ. По мнению Игоря Шпицберга система помощи детям с РАС должна быть всеобъемлющей.  

Завершил приветствия ГЕОРГИЙ КРЮКОВ — директор Межрегионального союза дефектологов, он пожелал удачи организаторам конференции и ее участникам. 

Часть пленарных докладов открыла Татьяна Синюгина, которая является не только представителем власти, но и профессиональным дефектологом. Она рассказала о государственной политике в сфере образования лиц с РАС, об успехах, достигнутых за прошедший с прошлой конференции год. Обращаясь к региональным представителям власти, она подчеркнула значимость объединения усилий органов власти и специалистов — чтобы работа не превратилась в формализованный фрагментарный процесс, а была комплексной, системной необходимо слышать друг друга и понимать, что только во взаимодействии можно достичь успеха. 

Важным достигнутым результатом является концепция развития ранней помощи и шаги, направленные на включение ранней помощи семьям, воспитывающим детей с РАС в перечень государственных услуг. 

Еще одним достижением стала апробация адаптированной образовательной программы. Она проводилась на базе нескольких детских садов, центров обучения, а также ФРЦ. Это позволило отработать модели диагностики детей дошкольного возраста с РАС  и определить оптимальное содержание дошкольного образования. 

В 2018 году было также внесено важное изменение в законодательство — регламентирована наполняемость классов: в отдельном классе для обучающихся с РАС должно быть не более 8 человек, а в инклюзивном классе — не более 3 обучающихся с РАС на класс.

Татьяна Синюгина подчеркнула значимость регламентации работы специалистов, формирования достойных кадров, разработки профстандартов, программ образования, повышения интереса к специальности дефектолог, проведения политики, направленной на продвижение этой профессии. В заключение она рассказала о растущем количестве обращений в ФРЦ— в 2017 году их количество составило 805, в то время как в 2018 - 2 549

Подробнее о текущей ситуации в деятельности ФРЦ и системе помощи детям с РАС в России рассказал директор ФРЦ — АРТУР ХАУСТОВ. Он отметил, что в прошлом году речь шла лишь о зарождающихся тенденциях, сегодня эти тенденции уже можно определить, как векторы и привел интересные цифры - по сравнению с прошлым годом обучающихся с РАС стало на 7000 больше (еще три года назад их всего было 7000). 

По словам Артура Хаустова, сегодня активно развивается работа с регионами. Он также говорил о значении модели непрерывного сопровождения, о трудностях в ее организации. 

На сегодняшний день существует проблема обеспеченности обучающихся с РАС специалистами — психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на должном уровне, однако в образовательном процессе остро не хватает сопровождения тьюторов. Артур Хаустов подчеркнул, что ФРЦ активно занимается этой проблемой и готовит программу повышения квалификации по специальности "тьютор". 

Завершая свой доклад Артур Хаустов рассказал о ключевых проектах ФРЦ, в частности об апробации образовательных программ, исследовании валидности ADOS-2 на когорте русскоязычных испытуемых и разработке и апробации методики оценки жизненных компетенций.

Участники конференции также получили возможность услышать доклад КЭРОЛ ПОВИ - директора Центра аутизма при Национальном обществе аутизма (NAS) Великобритании и официального представителя ассоциации «Autism Europe». Кэрол Пови отметила положительные изменения, произошедшие в России за последнее время в области работы с детьми с РАС. Она поделилась британским опытом, который составляет более пятидесяти лет, ведь Национальное общество аутизма было основано по инициативе родителей еще в 1962 году, первая школа для детей с РАС - в 1965, а первый центр для сопровождаемого проживания - в 1974. Кэрос Пови рассказала о механизмах просвещения и формирования терпимого, понимающего отношения к людям с РАС в обществе, об активном участии государства в образовании специалистов, о программе диагностики, о британской системе образования детей с РАС и о современных тенденциях, в частности о том, что сегодня в фокус внимания профессионалов попадают не только дети, но и взрослые люди с РАС. 

На конференции также выступили ведущие российские специалисты в области нейробиологии, иммунологии и генетики — НАТАЛЬЯ ГОРБАЧЕВСКАЯ, АЛЕКСАНДР ПОЛЕТАЕВ, АНТОН ВАРЛАМОВ. Они рассказали, в частности, о поиске биомаркеров аутизма, его нейробиологических основах, а также об использовании нейротехнологий  в разработке учебных материалов для детей с РАС.

ЮЛИЯ ЭРЦ - магистр наук (МА), сертифицированный аналитик поведения (ВСВА), член Израильской ассоциации сертифицированных аналитиков поведения (IACBA) и Международной ассоциации поведенческого анализа (Affi liate Member of ABAI) рассказала о современных тенденциях в развитии прикладного поведенческого анализа. 

В конце первого дня конференции с докладом выступил ДЖЕРАРД КОСТА - основатель и директор центра аутизма и психического здоровья детей университета Монклер (США). Темой его доклада был подход DIR-Floortime, его основные принципы и методы. В дальнейшей программе конференции участники будут иметь возможность узнать об этом подходе подробнее.

В заключении первого дня Артур Хаустов выразил особую благодарность зарубежным спикерам, а также поблагодарил слушателей за неподдельный интерес и внимание.

   

Поделиться