Личный кабинет

Занятия по подготовке детей с РАС к школе в ФРЦ МГППУ

Одни из самых частых вопросов родителей касаются подготовки ребенка к школьному обучению: "Когда ребенку с РАС нужно начинать готовиться к школе? Нужно ли его учить читать и писать перед школой? В какой форме и с какой периодичностью это должно происходить?"

Вступление в школьную жизнь - волнительный этап в жизни и родителей, и детей. Чем ближе первый класс, тем больше внимания в занятиях с детьми уделяется подготовке руки к письму, изучению букв и цифр, дети начинают пробовать читать и считать. Иногда дети посещают группы подготовки к школе, где они обучаются первым академическим навыкам. При всей важности такого знакомства с азами школьной программы, для детей с аутизмом ключевыми при подготовке к школе являются также специфические учебные навыки.

Во многих случаях у пришедших в школу детей с РАС оказывается несформированным само учебное поведение. В ряде случаев это связано с ярко выраженным протестом против требований учителя, несоблюдением правил. Иногда оказывается, что ребенок просто «не знаком» с самой спецификой обучающей ситуации в школе, ведь она сильно отличается от занятий в дошкольном учреждении. И поэтому посещение специализированных индивидуальных или групповых занятий ребенку с аутизмом необходимо для выработки своеобразного «стереотипа» учебного поведения. Дефицит в формировании данных навыков может привести к более длительному периоду адаптации ребенка в школе и к трудностям в усвоении программы.

ФРЦ МГППУ предлагает два варианта подготовки к школе для детей с РАС:

  1. Традиционные группы подготовки к школе по программе «Дорога к школе», которые можно посещать в течение одного года до школы (2 раза в неделю по 3 занятия) – подробнее на сайте ФРЦ https://autism-frc.ru/services/groups/1149.
  2. Специализированные занятия для формирования учебного поведения (возможна любая периодичность в зависимости от навыков ученика, в том числе непосредственно перед началом учебного года):
  • Индивидуальные занятия с дефектологом – подробнее на сайте ФРЦ https://autism-frc.ru/services/individual/1120.
  • Занятия в мини-группах  для отработки навыков группового взаимодействия в учебной ситуации (2-3 человека) – подробнее на сайте ФРЦ https://autism-frc.ru/services/groups/1171.

При любом варианте подготовки, которые реализуются в ФРЦ, происходит формирование учебного поведения. Оно включает в себя навыки, которые помогают ребенку учиться:

  • навыки социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками (умение включаться в совместную деятельность, следовать простым указаниям другого человека, просить о помощи и оказывать её, выполнять просьбы, делиться со сверстником, инициировать общение и поддерживать его и т. п.);
  • навыки работы в группе (выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка времени, умения следить за учителем, выполнять фронтальные инструкции, ждать, поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, ответить на вопрос, выполнять действия по очереди);
  • навыки следования групповым правилам (следовать расписанию школьного дня и/или урока, спокойно ждать перехода к следующей деятельности или в другое помещение, самостоятельно работать над заданием, выходить к доске по просьбе учителя и возвращаться потом обратно за парту, собирать вещи в портфель и вынимать их из портфеля, следить за порядком на своем рабочем столе, ориентироваться в учебных принадлежностях, уметь ими пользоваться, сдавать материал или выполненную работу педагогу и т.д.).
Поделиться