Консультационный онлайн-марафон для специалистов и родителей, 4-5 апреля 2024
5 апреля, 17:20
Примерная программа консультационного онлайн-марафона для специалистов и родителей 4-5 апреля, 2024 г.
Модераторы:
Артур Хаустов, к.пед.н., директор ФРЦ РАС МГППУ, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»
Марина Шумских, к.пед.н., заместитель директора ФРЦ РАС МГППУ
Евгения Хилькевич, к.полит.н. социальный педагог, руководитель направления социокультурной интеграции ФРЦ РАС МГППУ
Сергей Панцырь, к.психол.н., руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ РАС МГППУ
11:00-11:15
Открытие онлайн-марафона. Приветственные слова
11:15-14:15
«Сопровождение детей с признаками расстройств аутистического спектра в раннем возрасте»
Обсуждаемые вопросы:
- Как родителю распознать признаки аутизма у ребенка?
- Какие скрининговые методики эффективны для выявления признаков расстройств аутистического спектра?
- Какие диагностические методики применяются для диагностики расстройств аутистического спектра?
- Какие ещё диагностические инструменты необходимы для определения маршрута сопровождения ребенка с РАС?
- Какие программы ранней помощи эффективны при работе с детьми, имеющими признаки расстройств аутистического спектра?
- Как правильно построить работу с ребенком раннего возраста, имеющим признаки РАС?
- Где специалистам и родителям можно пройти обучение по теме ранней помощи?
Эксперты:
Елизавета Давыдова, кандидат биологических наук, доцент ведущий научный сотрудник
Ульяна Мамохина, зав. лабораторией комплексного исследования речи у детей при аутизме и других нарушениях развития, н.с. научной лаборатории ФРЦ РАС МГППУ
Марина Датуашвили, врач-психиатр Детского отделения Московского НИИ Психиатрии - филиала ФГБУ НМИЦ ПН им. В. П. Сербского Минздрава РФ, врач-консультант детского инклюзивного центра Моя Планета, врач-психиатр клиники Чайка
Святослав Довбня, детский невролог, эксперт Фонда “Обнаженные сердца”
Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт Фонда “Обнажённые сердца”
Лариса Самарина, генеральный директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, детский практический психолог, Председатель Совета Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи
14:15-14:45
Перерыв
14:45-17:15
Дискуссионная сессия «Образовательный маршрут и специальные условия обучения детей с РАС»
Обсуждаемые вопросы:
- Может ли ребенок с аутизмом обучаться в обычном детском саду или школе?
- Какие возможности обучения ребенка с РАС существуют в Российской системе образования?
- Как выбрать образовательную организацию для ребенка с РАС?
- Какие специальные условия обучения необходимы для ребенка с РАС?
- Что может сделать родитель для обеспечения необходимых условий обучения ребенка?
- Как правильно построить процесс обучения ребенка с РАС?
- Когда необходима индивидуализация процесса обучения? Как ее организовать в интересах ребенка?
- Какими компетенциями должны обладать учителя и специалисты, работающие с детьми с РАС?
Эксперты:
Надежда Гусева, руководитель Регионального ресурсного центра сопровождения образования людей с РАС, Нижний Новгород
Ольга Князева, педагог-психолог, специалист по ПАП ВСаВА, IBA супервизор ресурсных групп, город Воронеж
Юлия Ерофеева, учитель-дефектолог ФРЦ РАС МГППУ
Ольга Загуменная, учитель начальных классов ФРЦ РАС МГППУ
Ирина Поташова, методист ГКОУ № 2124, Москва
Ольга Щурова, исполнительный директор РОО “Контакт”
11:00-11:05
Открытие второго дня онлайн-марафона
11:05-14:00
«Эффективное взаимодействие с ребенком с РАС. Преодоление нежелательного поведения»
Обсуждаемые вопросы:
- Каковы причины возникновения нежелательного поведения?
- Что делать в случае проявлений нежелательного поведения у ребенка с РАС?
- Какие существуют методы преодоления нежелательного поведения?
- Каковы отличия в работе с нежелательным поведением у детей разного возраста?
- Есть ли разница в работе с нежелательным поведением дома и в детском саду/школе?
- Как организовать взаимодействие с ребенком с РАС родителям и специалистам?
- Какие жизненно важные навыки необходимо сформировать у ребенка с аутизмом для повышения его адаптации?
- Как сформировать жизненно важные навыки у ребенка с аутизмом?
- Какие существуют средства альтернативной коммуникации и как их подобрать для ребенка с РАС при выраженных речевых нарушениях?
- Каким социальным и коммуникативным навыкам необходимо научить ребенка с РАС для обучения и включения в среду сверстников?
Эксперты:
Наталия Мальтинская, кандидат медицинских наук, сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА, учредитель АНО “Центр помощи детям Диада+1” (Новосибирск), директор ООО АВА-центр «Диада+», Санкт-Петербург
Александра Малыхина, сертифицированный поведенческий аналитик IBA, клинический психолог, супервизор ресурсных классов для детей с РАС, методист проектов по социализации и адаптации подростков с РАС БФ «Искусство быть рядом», куратор проекта «Инклюзивный наблюдатель» Центра проблем аутизма в регионах РФ, АСТ-терапевт., Москва
Ольга Попова, директор АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий», Москва
Ольга Караневская, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии МГПУ. Учитель-дефектолог РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва
Елена Круогла, логопед, АВА-специалист, специалист по PEСS, серебряный призер конкурса дефектолог года России 2018
14:00-14:30
Перерыв
14:30-17:15
«Социальная адаптация: жизненные навыки, творчество, спорт, досуг»
Обсуждаемые вопросы:
- Какие внеучебные занятия и виды деятельности могут быть полезны для ребенка с расстройствами аутистического спектра?
- С какого возраста возможно включение ребенка с РАС во внеучебные занятия и виды деятельности?
- Как определить готовность ребенка с РАС к посещению внеурочных занятий и участию во внеучебных видах деятельности?
- Какие навыки должны быть сформированы у ребенка с РАС для включения во внеучебную деятельность?
- Как подобрать подходящие спортивные занятия для ребенка с аутизмом?
- Как организовать посещение с ребенком музея, театра, кафе или другого культурного, общественного пространства?
- Какие условия должны быть созданы в общественном пространстве, чтобы оно было доступным для человека с РАС?
- Как организовать общение подростка с РАС со сверстниками?
- Чему важно научить подростка с РАС в период взросления?
Эксперты:
Сергей Панцырь, руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ МГППУ
Анастасия Козорез, старший методист ГБУ ГППЦ ДОНМ, сертифицированный поведенческий аналитик IBA
Юлия Сергеева, координатор инклюзивных программ ГМЗ «Царицыно»
Светлана Шифрина, директор Благотворительного Фонда "Искусство быть рядом"
Ксения Рыбакова, ведущая коммуникативных занятий “Клуб Особых друзей”, сертифицированный поведенческий аналитик IBA