Личный кабинет

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с РАС ФРЦ

АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в группе кратковременного пребывания разработана специалистами ФРЦ (АООП ДО РАС ФРЦ) в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность:

Федерального уровня:

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 08.09.2020);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам дошкольного образования»;
  • Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»
  • Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 1839-р);
  • Письмо Министерства образования РФ от 24 мая 2002 года №29/2141-6 «Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА»;
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15));
  • Проект Примерной адаптированной основной образовательной  программы для детей раннего и дошкольного возраста с РАС;
  • Примерная адаптированная основная образовательная  программа дошкольного          образования детей с задержкой психического развития  (Одобрена решением      федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7   декабря 2017 г. Протокол № 6/17);
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного          образования детей с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему   образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17);
  • Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 г. № 6-РЗП (с изменениями от 3 сентября 2001 г., 31 августа 2005 г., 30 октября 2006 г.) «Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения»; 
  • Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования и присмотр и уход, отраслевые корректирующие  коэффициенты и порядок  их применения на 2018 год, утвержденные Первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.В. Переверзевой от 17.06.2017 г. № ВП-42/18 вн.;
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550);
  • Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. №10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».​

Образовательной организации:

  • Устав МГППУ
  • Положение о ФРЦ МГППУ
  • Положение о правилах приёма обучающихся в школьно-дошкольное отделение ФРЦ
  • Положение о психолого-педагогическом консилиуме
  • Положение о группе кратковременного пребывания
  • Положение о тьюторском сопровождении обучающихся
  • Положение о нормировании рабочего времени педагогических работников ФРЦ МГППУ
  • Правила внутреннего трудового распорядка ФРЦ МГППУ
  • другие нормативные локальные акты ФРЦ МГППУ.

Срок реализации: 2 года

АООП ДО РАС ФРЦ обучающихся с РАС состоит из двух частей*

  • обязательной части;
  • части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

* (Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). ФГОС дошкольного образования пункт 2.9.)

С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС ФРЦ осуществляет обучение в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с РАС.

В структуре АООП ДО РАС ФРЦ представлены:

1. Целевой раздел, включающий:

1) пояснительную записку, в которой раскрываются: 

  • Цели и задачи реализации АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП
  • Принципы и подходы к формированию АООП  дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП
  • Принципы дошкольного образования и особенности развития детей с РАС в дошкольном возрасте
  • Особые образовательные потребности детей с РАС
  • Характеристика особенностей развития детей с РАС в ГКП и их особые образовательные потребности, значимые для разработки АООП ДО детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП

2) планируемые результаты освоения АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП

  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с РАС
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с РАС  с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с РАС  со вторым уровнем тяжести аутистических расстройств
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с РАС  с первым уровнем тяжести аутистических расстройств
  • Целевые ориентиры реализации части, формируемой участниками образовательных отношений

3) принципы оценивания качества образовательной деятельности по реализации АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП

2. Содержательный раздел, включающий:

  • Общие положения
  • Описание образовательной деятельности
  • Начальный этап дошкольного образования детей с РАС в ГКП
  • Адаптация детей с РАС к условиям образовательной  организации
  • Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с РАС в ГКП
  • Основной этап дошкольного образования детей с РАС в ГКП
  • Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  • Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
  • Содержание образовательной области «Речевое развитие»
  • Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
  • Содержание образовательной области «Физическое развитие»
  • Пропедевтический этап дошкольного образования детей с РАС
  • Формирование социально-коммуникативных функций в пропедевтическом периоде дошкольного образования
  • Коррекция проблемного поведения как фактор готовности к школьному обучению
  • Организационные проблемы перехода ребенка с РАС к обучению в школе
  • Навыки самообслуживания и бытовые навыки, необходимые ребенку с РАС к началу обучения в школе
  • Подготовка к формированию академических навыков в пропедевтическом периоде дошкольного образования детей с РАС
  • Подготовка детей с РАС к обучению чтению
  • Подготовка детей с РАС к обучению письму
  • Подготовка детей с РАС к обучению основам математических представлений
  • Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений «Социокультурная интеграция детей старшего дошкольного возраста с РАС»
  • Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП
  • Взаимодействие взрослых с детьми с РАС
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей с РАС

3. Организационный раздел, включающий:

  • Обеспечение психолого-педагогических условий реализации АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды
  • Кадровые условия реализации АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП
  • Материально-технические условия реализации АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП
  • Финансовые условия реализации АООП дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста с РАС в ГКП
  • Планирование образовательной деятельности
  • Перечень нормативных  документов
  • Рекомендуемая литература

Цель реализации АООП ДО РАС ФРЦ определяется ФГОС дошкольного образования и проектом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с РАС. АООП ДО РАС ФРЦ направлена на обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико- социального сопровождения детей с РАС для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации или социализации, самостоятельности и независимости в условиях кратковременного пребывания и подготовку детей старшего дошкольного возраста с РАС к школьному обучению.

АООП ДО РАС ФРЦ определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и предполагает  решение следующих задач:

  1. комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с РАС, включая коррекцию и (или) компенсацию основных нарушений, обусловленных аутизмом, а также других сопутствующих нарушений развития различного генеза;
  2. оказание специализированной комплексной помощи в освоении содержания образования;
  3. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  4. создание на основе результатов коррекционно-образовательного процесса благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
  5. объединение коррекционных и общеразвивающих аспектов обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. формирование личности ребёнка с РАС, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  7. обеспечение вариативности образовательной траектории дошкольного уровня с учётом особенностей развития детей с РАС, включая выраженную полиморфность расстройств аутистического спектра;
  8. формирование социокультурной среды, соответствующей особым образовательным потребностям детей с РАС, их индивидуальным и психофизическим особенностям с целью социализации;
  9. разработка и реализация АООП ДО РАС в условиях ГКП;
  10. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых      в     соответствии     с          адаптированными основными образовательными программами дошкольного и начального общего образования для детей с РАС;
  11. организация сотрудничества с семьей, воспитывающей детей с РАС, обеспечение психолого-педагогической поддержки такой семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах особенностей развития детей с РАС, способов взаимодействия и обучения их.

Принципы дошкольного образования и особенности развития детей с РАС в дошкольном возрасте

  1. Принцип поддержки разнообразия детства рассматривается только как цель коррекционно-образовательного процесса, достижение которой возможно частично, искажённо и далеко не во всех случаях.

Качества, обеспечивающие разнообразие детства (осознание идентичности на самых разных уровнях, начиная с физической; взаимодействие с другими людьми; ориентировка в жизненных ситуациях и т.д.), относятся к основным симптомам РАС и формируются в результате коррекционной работы. При РАС в раннем и дошкольном возрасте у наблюдаемого разнообразия иная природа, его проявления обусловлены нарушениями развития и требуют не поддержки, а смягчения и – в идеале – преодоления.

  1. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

При типичном развитии подготовка к последующим этапам происходит в основном имплицитно, прежде всего, в виде подражания (сначала спонтанного, потом произвольного), игры, но при аутизме на уровне диагностического признака (МКБ-10, F84.0, А, п.5) отмечаются  «нарушения в ролевых и социально-имитативных играх». Таким образом, необходимо либо сформировать способность у ребёнка с РАС усваивать информацию имплицитно («из жизни», прежде всего, в простейшем случае – через произвольное подражание, потом – через игру), либо использовать (вынужденно!) в необходимом объёме эксплицитные методы обучения. Целесообразно использовать оба направления, причём соотношение между ними гибкие, учитывающие индивидуальные особенности ребёнка и динамику коррекционного процесса.

Согласно ФГОС, этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития. В условиях искажённого развития границы между этапами детства (иногда и самого детства) размыты, психический возраст по отдельным функциям может очень сильно различаться, и говорить о полноценности проживания этапов детства (как и об амплификации) без предшествующей коррекционной работы не представляется возможным.

  1. Позитивная социализация ребёнка с РАС необходима, но её формирование возможно после преодоления качественных нарушений социального взаимодействия и коммуникации, являющихся одними из основных проявлений аутизма.
  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, прежде всего ребёнка, но это возможно только на базе преодоления типичных для аутизма трудностей репрезентации психической жизни других людей.
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Выраженность аутистических расстройств в плане осознания своего положения в окружающем может быть разной: в части случаев ребёнок с аутизмом не может выделять себя как физический объект (не дифференцирует себя и своё отражение в зеркале), иногда не различает живое и неживое, не всегда отличает друг от друга людей из ближнего круга и т.д. Какого-то уровня сотрудничества детей с аутизмом и взрослых (родителей, специалистов) с помощью коррекционной работы можно добиться всегда, но выйти на такой уровень социального взаимодействия и коммуникации, который позволяет ребёнку с аутизмом стать субъектом образовательных отношений в дошкольном возрасте удаётся редко.
  4. Сотрудничество Организации с семьёй. Этот принцип является исключительно важным по многим причинам: родители (или лица, их заменяющие) являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса и в том смысле, что именно они принимают важные решения (например, о форме получения образования) и, что очень желательно, могут выступать в роли парапрофессионалов. Сотрудники Организации владеют знаниями об условиях жизни ребенка в семье, понимают проблемы, уважают ценности и традиции семей воспитанников.
  5. Сетевое взаимодействие с организациями образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты является важным ресурсом реализации АООП ДО РАС в ГКП как через непосредственное участие в коррекционно-образовательном процессе, так и через реализацию программ дополнительного образования.
  6. Индивидуализация дошкольного образования имеет исключительно большое значение в связи с выраженной неоднородностью контингента детей с РАС. Обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка с учётом его интересов, возможностей, способностей, склонностей, особенностей развития. Активность ребёнка с РАС в выборе содержания своего образования представляется весьма проблематичной уже из-за трудности выбора как такового и требует осознания ребёнком своей роли в образовательном процессе, что без коррекционной работы представить сложно.
  7. Возрастная адекватность образования. При РАС трактовка понятия «возрастная адекватность» очень сложна и неоднозначна; психический возраст по различным функциям может существенно различаться. При планировании работы необходимо ориентироваться на каждый показатель отдельно, необходим внимательный анализ их взаимосвязи.
  8. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребѐнку через разные виды деятельности с учѐтом его актуальных и потенциальных возможностей, предполагает ориентацию работы педагога на зону ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребѐнка. При РАС использование традиционных для дошкольного возраста форм и методов обучения затруднено несформированностью ролевой, сюжетной, социально- имитативной игры и других имплицитных форм обучения, а также стереотипа обучения, что вызывает необходимость использования эксплицитных методов, а при выраженных проявлениях аутизма – директивных методов обучения.
  9. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено пять образовательных областей (социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Деление содержательной части АООП на эти образовательные области не означает, что каждая из этих образовательных областей реализуется независимо, многообразные связи между ними учитываются в коррекционно-образовательном процессе. При РАС в силу фрагментарности восприятия формирование и развитие междисциплинарных связей приобретает также коррекционное значение.
  10. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей АООП. Цели АООП являются инвариантными по отношению к выраженности проблем аутизма, возрасту, полу, национальной и социальной принадлежности детей с РАС. Предлагаемые АООП методические подходы и решения представляют собой вариативный спектр средств реализации и достижения целей Программы.
Особые образовательные потребности детей с РАС

Учитывая клиническую и психолого-педагогическую полиморфность проявлений РАС, формулировки особых образовательных потребностей, присущие всем детям с этим нарушением развития,  являются  в достаточной степени обобщёнными, то есть относятся ко всем детям с РАС и, в то же время, являются основой для конкретизации и индивидуализации  в соответствии с особенностями каждого ребёнка, что очень важно для решения практических вопросов  коррекции. 

Особые образовательные потребности детей с РАС:
  • коррекция и/или компенсация особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик. Особенности восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик окружающего лежат в основе трудностей ориентировки во времени (вчера – сегодня – завтра, сначала – потом и т.п.), искажения процессов формирования и использования опыта (впечатления накапливаются, но не становятся опытом в традиционном смысле этого слова, то есть основой для решения грядущих жизненных задач; обладая информацией – иногда очень большой – человек с аутизмом не может выбрать (и тем более использовать) то, что соответствует заданному - потребности, необходимости, желанию и т.д.)., процессов воображения (символизации). Психофизиологическая основа этого явления изучена недостаточно, но, тем не менее, его ближайшее следствие очевидно: это трудности восприятия, усвоения сукцессивно организованных процессов, что в случае РАС – общепризнанный в науке факт.

Основные проявления нарушений пространственно-временных характеристик:

  • фрагментарность восприятия: интрамодальная (трудности формирования мономодального сенсорного образа – зрительного, звукового и др.), межмодальная (трудности формирования полисенсорного образа), в рамках феномена слабости центральной когеренции (фиксация на мелких деталях при трудности или невозможности формирования целостного образа);
  • симультанность восприятия;
  • трудности восприятия сукцессивно организованных процессов.
  • преодоление (смягчение) дефицита и(или) искаженности потребности в вербальном и невербальном общении и развивающихся вторично (или сочетанных) нарушений форм коммуникации, потребность в формировании базовых социально-коммуникативных навыков.
  • создание предпосылок для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей, для развития социального взаимодействия. Развитие способности к репрезентации психической жизни других людей происходит параллельно с развитием социального взаимодействия и коммуникации. Это процесс постепенный, требующий постоянного учёта возможностей ребёнка с РАС на данный момент, особенностей его мотивационной сферы.
  • смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе. Особенности проблемного поведения ребёнка с аутизмом разнообразны: агрессия и аутоагрессия, аффективные вспышки, неадекватные смех, плач, крик, различного рода стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные, речевые и т.д.). Такие поведенческие проявления препятствуют развитию ребёнка, затрудняют (при резкой выраженности делают фактически невозможным) образовательный процесс и само взаимодействие с другими людьми.

Коррекция проблемного поведения  – не только один из важнейших разделов комплексной коррекции аутистических расстройств, но часто и в значительной степени условие работы по другим направлениям. Особая роль принадлежит функциональному анализу поведения, одному из разделов бихевиоризма и прикладного анализа поведения.

  • потребность в структурировании среды. Для того, чтобы ребенок с РАС постепенно мог адаптироваться в ситуации обучения, она должна быть максимально структурирована. Наличие четкой структурированной среды  (разделение пространства на определенные зоны в соответствии с  видами деятельности) дает возможность снизить беспокойство, страхи, а также помогает ребенку  самостоятельно организовать свою деятельность.
  • потребность в проведении подготовительной работы для адаптации детей с РАС к условиям организации. Адаптация к условиям образовательной организации является крайне важным и часто непростым этапом для многих детей с РАС, особенно когда включение в детский коллектив становится первым шагом к самостоятельности, выходу из привычного окружения семьи, и переходом на другую ступень образования.
  • потребность в индивидуализации образования. Для коррекционной помощи ребенку создаются условия в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС. Коррекционно-развивающая работа предполагает проведение индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) и групповых форм организации занятий, требует составления графика участия в них детей.
  • потребность в постепенном переходе с индивидуальных форм обучения на групповые формы. Дети с тяжелыми аутистическими расстройствами, которые имеют значительные нарушения социального развития, поведения, речевой и неречевой коммуникации, нуждаются в первую очередь в обеспечении необходимого объема индивидуальных занятий, позволяющих сформировать базовые навыки. А адаптация к группе станет уже задачей следующего этапа работы.
  • потребность в адаптации методов работы, дидактических материалов. В ходе коррекции нарушений развития детей с РАС применимы не отдельные методы и приемы, а комбинации целого спектра техник, которые становятся эффективными только при условии их совместного использования. К ним относятся такие как альтернативные средства коммуникации, коммуникативные книги, система подсказок и поощрений, социальные истории, видеомоделирование и др. Прием визуализации при обучении детей с РАС является одним из важных условий повышения эффективности реализации образовательной программы. В связи с этим подбираются, разрабатываются и используются самые разнообразные дидактические материалы, среди которых предметы, игрушки, картинки, природный материал, схематические изображения, фото- и видеоматериалы и многое другое.
Организация образовательного процесса по программе

Специфика ГКП предполагает ограниченное время пребывания в ней ребенка. В связи с этим образовательный процесс в ГКП организуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития, способствовать адаптации детей к среде, социализации в коллективе сверстников и взрослых. В связи с этим время распределяется экономно, так, чтобы его хватило для  коррекционных занятий со специалистами, развивающих занятий с педагогом и для самостоятельной деятельности детей.

Адаптированная образовательная программа реализуются при соблюдении требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов через непрерывную непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность воспитателя с детьми и через самостоятельную деятельность детей.

Организация образовательного процесса в ГКП регламентируется расписанием индивидуальных занятий на начальном этапе дошкольного образования и расписанием индивидуальных и групповых занятий на основном и пропедевтическом этапах, разрабатываемых и утверждаемых организацией самостоятельно.

Комплексная оценка уровня развития ребенка является основой проектирования его образовательной программы.

Психолого-педагогическое обследование детей проводится 2 раза в год: в сентябре и мае. Динамическая оценка текущего развития  детей ГКП осуществляется в январе.

Для психолого-педагогического обследования детей используются диагностические методики:

  1. «Шкала адаптивного поведения Вайнленд» (Vineland Adaptive Behavior Scales) (навыки/возрастной эквивалент) (сентябрь, май)
  2. Психолого-педагогический профиль PEP-3  (субтесты/возрастной эквивалент)
  3. Методика ADOS
  4. CARS, рейтинговая шкала детского аутизма
  5. Протокол логопедического обследования

Результаты обследования выносятся на коллегиальное обсуждение в рамках психолого-педагогического консилиума ГКП, где:

  • обобщаются результаты психолого-педагогической диагностики,
  • определяется степень тяжести расстройств аутистического спектра у каждого ребенка,
  • определяется уровень потребности в поддержке,
  • выделяется ведущая проблема в развитии и, соответственно, основной метод коррекционно-образовательной деятельности,
  • определяются специальные условия образования, в том числе:
    • режим посещения,
    • формы работы с ребенком и их соотношение, этап реализации программы,
    • задачи индивидуальной адаптированной образовательной программы.

Планирование деятельности специалистов ГКП опирается на результаты психолого-педагогической (в том числе с использованием тестовых инструментов) оценки индивидуального развития детей и направлено, в первую очередь, на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребёнка, в том числе на формирование развивающей предметно-практической среды.

В ГКП для детей старшего дошкольного возраста продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет:

- не более 25 минут для детей 5-6 лет,

- не более 30 минут для детей 6-7 лет.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

На первом году обучения для проведения коррекционной работы и образовательной деятельности используются индивидуальные  и подгрупповые формы работы с детьми. Постепенно осуществляется включение детей во фронтальные занятия художественно-эстетического цикла и по физическому развитию.

Примерное расписание занятий ГКП

1 группа

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность

2 группа

Время

Время

ПОНЕДЕЛЬНИК

9:30-10.00

Познавательное развитие (Мир вокруг нас)

13:15-13:40

10:10-10:40

Речевое развитие (Обучению грамоте)

13:50-14:15

10:50-11:20

Коррекционное занятие (психолог)

14:25-14:50

ВТОРНИК

9:30-10:00

Физическое развитие (Моторная азбука)

13:15-13:40

10:10-10:40

Речевое развитие (Обучению грамоте)

13:50-14:15

10:50-11:20

Художественно-эстетическое развитие (рисование/лепка/ручной/труд/апликация)

14:25-14:50

11:30-12:00

Коррекционное занятие (психолог)

15:00-15:25

СРЕДА

9:30-10.00

Речевое развитие (Азбука общения и речи)

13:15-13:40

10:10-10:40

Познавательная деятельность  (ФЭМП)

13:50-14:15

10:50-11:20

Коррекционное занятие (психолог)

14:25-14:50

ЧЕТВЕРГ

9:30-10.00

Коррекционное занятие (психолог)

13:15-13:40

10:10-10:40

Художественно-эстетическое развитие  (Музыка)

13:50-14:15

10:50-11:20

Познавательное развитие (ФЭМП)

14:25-14:50

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения АООП является календарно-тематическое планирование. Образовательный процесс строится вокруг одной центральной темы,  что дает возможность организовать информацию оптимальным способом, предоставляет дошкольникам многочисленные возможности для практических упражнений, развития навыков, понятийного мышления.        Выбор тематических единиц связан с:

  • непосредственным окружением ребенка,
  • сезонными изменениями в природе,
  • детскими интересами,
  • календарными праздниками.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе дидактических материалов как демонстрационных, так и раздаточных, в предметно-развивающей среде группы, в уголках развития.

В старшей и подготовительной к школе группе сохраняется принцип повторяемости тематических единиц с учетом построения их от простого к более сложному.

Количество праздников, фактическая дата проведения, период подготовки, время проведения самостоятельно определяется и согласуется с календарно-тематическим планированием педагогами, реализующими АООП.

Лексические темы календарно-тематического плана являются основой планирования всех специалистов-участников реализации программы в рамках коррекционной работы, реализации образовательных областей.

Распорядок и/или режим дня

Режим пребывания детей дошкольного возраста с РАС в ГКП определяется в соответствии с требованиями СанПиН,  кадровыми и материально-техническими условиями организации и составляет 3 часа пребывания в день.

В режиме дня выделяется время в начале дня и по его завершении для организации и проведения общего круга.

Основные режимные моменты в ГКП включают:

  • приветствие детьми друг друга в кругу с представлением собственного имени. Детей учат в различных формах проявлять знаки внимания к другим людям;
  • непрерывную непосредственно образовательную деятельность (занятие), чередующуюся с самостоятельной деятельностью ребенка или с совместной деятельностью воспитателя с детьми,
  • ритуал прощания в кругу (например, с задуванием свечи или прощальным «салютом» из детских рук).

Использование визуального режима дня.

В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с РАС обеспечена визуализация режима дня при помощи расписаний, фотографий, предметов-символов, рисунков, пиктограмм, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Это помогает структурировать жизнедеятельность и снять тревожность детей. Использование визуального режима дня означает следование структурным моментам, представленным разными видами детской деятельности. Сначала последовательно выкладывается изображение деятельности в каждый отдельный отрезок времени, а после ее завершения изображение убирается. В последующем выкладываются сразу все режимные моменты с изображением всех видов деятельности, а смена режимных моментов фиксируется, например, стрелкой.

Режим посещения детьми ГКП на начальном этапе дошкольного образования индивидуален для каждого ребенка и обусловлен продолжительностью времени, которое необходимо для реализации индивидуальной коррекционной программы и в течении которого возможно присутствие ребенка без проявления форм нежелательного поведения.

Для детей, посещающих ГКП  второй год, возможно уменьшение времени пребывания на 1 час в течение первых двух недель обучения.

Режим дня

Время

Режимные моменты

Время

Режимные моменты

8:45-9:00

Приход детей в ГКП

 (прием, осмотр)

12:30 -12:45

Приход детей в ГКП

(прием, осмотр)

9:00-9:15

Свободная игра, самостоятельная деятельность

12:45-13:00

Свободная игра, самостоятельная деятельность

9:15-9:20

Круг (Приветствие)

13:00-13:05

Круг (Приветствие).

9:20-9:30

Зарядка

13:05-13:15

Зарядка

9:30-10:00

НОД -1

13:15-13:40

НОД- 1

10.00-10:10

Социально-коммуникативное развитие/игры, совместная деятельность

13:40-13:50

Социально-коммуникативное развитие/игры, совместная деятельность

10:10-10:40

НОД-2

13:50-14:15

НОД-2

10:40-10:50

Социально-коммуникативное развитие/игры, совместная деятельность

14:15-14:25

Социально-коммуникативное развитие/игры, совместная деятельность

10:50-11:20

НОД-3

14:25-14:50

НОД-3

11:20-11:30

Социально-коммуникативное развитие/игры, совместная деятельность

14:50-15:00

Социально-коммуникативное развитие/игры, совместная деятельность

11:30-12:00

Коррекционное занятие/игры, совместная деятельность

15:00-15:25

Коррекционное занятие/игры, совместная деятельность

12:00-12:15

Круг (прощание)/ Уход детей

Консультация родителей

15:25-15:40

Круг (прощание)/ Уход детей

Консультация родителей

Поделиться
Другие материалы по теме
2021 03 04 15 57 41
Опубликовано 12 марта в 14:47

Группы кратковременного пребывания

Опубликовано 4 марта в 19:30

Условия приёма, стоимость услуги

2021 03 04 15 52 49
Опубликовано 4 марта в 19:29

Галерея

Img 8520
Опубликовано 4 марта в 19:29

Отзывы о работе дошкольных групп