Реализующаяся образовательная программа
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра
Вид группы
Группа компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра
Число детей в группе
5-7 детей
Возраст детей в группе
- Старшая группа: 5-6 лет
- Подготовительная группа: 6-7 лет
Режим работы группы
Занятия проходят 4 раза в неделю по 3 часа.
Основные цели работы в группе
Основные задачи работы группы кратковременного пребывания – обеспечение адаптации и социализации детей в условиях группы, подготовка их к школе, формирование необходимых навыков для школьного обучения.
В целях адаптации в группе создаются специальная адаптированная, структурированная, сенсорно и эмоционально комфортная среда, учитывающая интересы и потребности каждого ребенка.
Работа команды специалистов направлена на формирование навыков в следующих областях развития: коммуникация, социальное взаимодействие с педагогами и другими детьми, игра, самообслуживание, учебное поведение, начальные учебные навыки.
В ходе работы у детей формируются следующие жизненно важные умения:
- умение адекватно выражать просьбы, отказ и согласие, привлекать внимание педагога, отвечать на вопросы;
- следовать режиму дня / расписанию занятий;
- соблюдать общепринятые правила поведения в группе;
- следовать инструкциям педагога;
- спокойно ждать в ходе режимных моментов, соблюдать очередность;
- участвовать в различных видах деятельности совместно со сверстниками;
- использовать учебные принадлежности в соответствии с их назначением;
Базовые навыки, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, жизненно необходимы ему в дальнейшей жизни и в школьном обучении.
Содержание работы в группе
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделяется пять образовательных областей, над которыми ведется работа в группе:
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Работа по развитию образовательных областей происходит в процессе различных видов деятельности, их элементов и/или отдельных действий. Развитие детей осуществляется через игровые и познавательные занятия, изобразительную и музыкальную деятельность, на занятиях по физической культуре, в процессе выполнения повседневных бытовых и простых трудовых действий.
Учитывая особенности детей с РАС, особое внимание уделяется преодолению нежелательныхформ поведения, формированию навыков сотрудничества, социально-бытовых навыков.
С детьми, посещающими группу, проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые психологические, логопедические занятия, занятия с учителем-дефектологом, занятия по физкультуре, ритмике, ручному труду.
В течение года проводятся праздничные мероприятия, способствующие социализации детей.
Специальные образовательные условия, созданные в группе
Для организации успешного обучения и комфортного пребывания детей создаются специальные условия:
Адаптированная, структурированная образовательная среда:
Пространство группы приспособлено под потребности детей с РАС,визуально структурировано и разделено на учебную, игровую зоны, зону сенсорной разгрузки.
В группе используется система визуальной поддержки, включающая наглядное расписание режима дня (в картинках), наглядные правила поведения, визуальную систему поощрения (подкрепления), средства поддерживающей и альтернативной коммуникации. При организации образовательной среды учитываются сенсорные особенности детей.
Индивидуализация содержания образования:
В целях максимальной адаптации образовательной программы группы к особенностямдетей для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее – АОП).
АОП включает перечень индивидуальных целей и условий работы с ребенком в соответствии с уровнем его развития.
Организация психолого-педагогического сопровождения:
Кроме воспитателя в группе ведут работу педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, группу непрерывно сопровождает тьютор.
В зависимости от особенностей каждого ребенка подбирается наиболее оптимальное сочетание групповых, подгрупповых и индивидуальных форм коррекционно-развивающих занятий с различными специалистами. Ключевая задача работы специалистов – обеспечить условия для полноценного включения детей в групповую работу.
Важную роль имеет работа с детьми воспитателя и тьютора в ходе режимных моментов: встреча и уход, переодевание, перерывы, смена видов деятельности. Такая работа обеспечивает возможности обучения ребенка в естественной среде.
Адаптация дидактических и учебных материалов:
В ходе работы с детьми специалистами используются разнообразные дидактические материалы и оборудование. Используются адаптированные, разноуровневые, индивидуально подобранные задания, соответствующие целям работы с каждым ребенком, особенностям и интересам детей.
Подбор специального сенсорного оборудования:
В зависимости от сенсорных особенностей детей в случае необходимости специалистами подбирается оборудование, помогающее детям «справиться» со своими сенсорными трудностями. Например, для детей, плохо переносящих шум, используются шумопоглощающие наушники; для детей, испытывающих повышенную потребность в двигательной активности, может использоваться батут; для повышения точности движений в процессе выполнения заданий на мелкую моторику – утяжеляющие манжеты.
Материально-техническое оснащение групп и другие условия
Материально-технические условия реализации программы группы кратковременного пребывания соответствуют требованиям, указанным в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.
Группа кратковременного пребывания размещается в отдельном помещении, разделенном на учебное, игровое и сенсорное пространства:
- Учебное пространство оборудовано индивидуальными детскими партами и стульями, которые регулируются в зависимости от роста ребенка;
- Игровое пространство оснащено детской мебелью, мягкими модулями, мягким напольном покрытием;
- В сенсорном пространстве имеется сухой бассейн с шариками, батут, мягкие модули, сенсорная дорожка.
Занятия по двигательной активности организуются в специально оборудованном спортивном зале с наличием детского спортивного оборудования и инвентаря.
В группе имеются 2 санузла с сантехникой, отвечающей требованиям к детским учреждениям. У каждого ребенка есть индивидуальные средства гигиены. Организован питьевой режим.
Диагностические методы, методы обучения и коррекционной работы
Разработка программ психолого-педагогического сопровождения строится на основе комплексной диагностики, включающей выявление:
- уровня адаптации детей (с применением Шкалы адаптивного поведения Вайнленд);
- профиля психолого-педагогического развития ребенка с РАС (с применением методики PEP-3);
- особенностей познавательного развития, представлений о себе и окружающем мире, начальных учебных навыков;
- уровня развития рецептивных и экспрессивных навыков речи.
В ходе работы специалистами применяются разнообразные образовательные подходы, обучающие и коррекционно-развивающие программы иметоды работы:
- программы на основе поведенческих вмешательств, методы прикладного анализа поведения (ABA);
- структурированное обучение (подход TEACCH);
- коммуникативная система обмена изображениями (PECS);
- подходы, основанные на развитии отношений (развивающие подходы);
- моделирование, видеомоделирование (modeling);
- использование визуальных методов поддержки;
- вмешательства по формированию социальных навыков.
Организация работы в группе
Весь учебный год условно делится на три периода:
- Диагностический период, во время которого происходит знакомство с ребенком, развернутая диагностика, определяется уровень актуального развития, составляется индивидуальная адаптированная образовательная программа (АОП), определяются специальные образовательные условия, которые необходимы для успешной реализации поставленных задач.
- Основной период, в ходе которого работа ведется в соответствии с индивидуальными адаптированными образовательными программами и утвержденным расписанием работы группы;
- Заключительный период, в процессе которого проводится повторная диагностика, определяется динамика развития ребенка за учебный период. Для выпускников подготовительных группсоставляются развернутые рекомендации для дальнейшего успешного обучения.
Ключевую роль в организации работы имеет психолого-педагогический консилиум, который проводится трижды в год:
- в начале учебного года – для определения уровня актуального развития ребенка, определения основных направлений и целей работы с ним;
- в середине учебного года – для оценки динамики развития ребенка и возможной корректировки поставленных задач;
- в конце учебного года – для оценки динамки развития за год и выработки рекомендаций по дальнейшему обучению;
Педагогический состав
С детьми работает команда специалистов:
- воспитатель,
- тьютор,
- педагог-психолог,
- учитель-логопед,
- учитель-дефектолог,
- педагог по физическому развитию,
- педагог по ручному труду,
- педагог по ритмике и музыке.
Все педагоги имеют высшее педагогическое специальное образование и большой опыт работы с детьми с РАС.
Специалистов, ведущих работу в группе, отличают неформальное отношение к своей профессиональной деятельности, командная работа, готовность к поддержке и сотрудничеству с семьей.
ул.Кашенкин Луг, д.7
Телефоны: +7 (495) 619-21-88, +7 (926) 852-88-99
ул.Архитектора Власова, д.19, стр.2
Телефон: +7 (499) 128-98-83, +7 (916) 554-78-70
Время работы регистратуры для обращений граждан (личный приём, звонки):
9:00 - 16:00 (перерыв с 13:00 до 14:00) по московскому времени