Личный кабинет

Информационная справка о подходах и методах работы с детьми РАС, применяемых в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

В настоящее время в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (далее – ФРЦ) используется широкий спектр методологических подходов, программ, методов и техник работы. Данные практики входят в международные реестры научно-обоснованных вмешательств и ранжируются по уровню доказательности эффективности (Green, Ricciardi, 2015; Wong C. et al., 2014).

В соответствии с данными реестров «National standards projects. Phase 2» (2015), «Evidence-based practices for children, youth, and young adults with autism spectrum disorder» (2014) в ФРЦ используются следующие практики в работе с детьми с РАС.

Практики с доказанной эффективностью (Established interventions):

  • поведенческие вмешательства (behavioral interventions), методы прикладного анализа поведения (ABA);
  • когнитивно-поведенческие вмешательства (cognitive behavioral intervention package);
  • речевые (языковые) тренинги (language training);
  • моделирование, видеомоделирование (modeling);
  • натуралистические стратегии обучения, обучение в естественной среде (natural teaching strategies);
  • использование визуальных расписаний (schedules);
  • использование сценариев действий (scripting);
  • вмешательства по формированию социальных навыков (social skills package);
  • социальные истории (social stories).

Практики с накапливающейся доказательной базой (Emerging interventions):

  • дополнительная и альтернативная коммуникация с использованием технических средств, использование коммуникаторов (augmentative and alternative communication devices);
  • подходы, основанные на развитии отношений (Developmental Relationship-based Treatment);
  • тренинги функциональной коммуникации (Functional Communication Training);
  • коммуникационная система обмена изображениями (PECS, Picture Exchange Communication System);
  • структурированное обучение (подход TEACCH);
  • тренинг «Модели психического» (Theory of Mind Training), «Обучение детей с аутизмом пониманию другого человека» («Teaching children with Autism to Mind Read», Howlin, Baron-Cohen, Hadwin).

Распространение опыта ФРЦ осуществляется совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем развития сети региональных ресурсных центров по организации сопровождения детей с РАС, которые в настоящее время открыты в 48 субъектах России. Трансляция опыта проходит в форме Всероссийских мероприятий, в том числе с международным участием, и в виде печатных изданий.

За время работы ФРЦ с 2016 года издано 9 методических пособий по работе с детьми с РАС. Ежеквартально издается научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития».

Ежегодно по программам дополнительного профессионального образования ФРЦ обучается более 300 специалистов из регионов Российской Федерации, работающих в системе образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта.

С момента создания ФРЦ проведено 46 всероссийских научно-практических семинаров, вебинаров и конференций с международным представительством, в которых приняло участие более 10000 человек.

Поделиться