17 ноября 2022 года в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», который провели Заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов и член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева. В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители ведущих вузов в сфере инклюзивного образования и профильных организаций.
Как отметила во вступительном слове Елена Писарева, для работы с детьми данной категории нужен особый подход. «Педагог, обучая ребенка с ОВЗ или инвалидностью, должен понимать: сколько бы он ни изучал методик, с кем бы раньше ни работал, нужно быть готовым к индивидуальному подходу к каждому ребенку». По мнению сенатора, при этом нужно менять существующий уклад школы, расписание занятий, не просто создавать доступную среду: пандусы и лифты, но и культивировать правильную психологическую обстановку. «Образовательные учреждения должны быть готовы подстраиваться под особенности каждого ребенка, и обязательно работать с родителями», — считает Елена Писарева.
Мохмад Ахмадов в своем выступлении рассказал, что в настоящий момент по программам общего образования в рамках инклюзии обучается более 1 млн детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом право выбора формы образования ребенка предоставляется родителям. «Разработана модель инклюзивной образовательной организации. Для детей с ОВЗ готовятся адаптированные образовательные программы», — отметил сенатор.
Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Лариса Фальковская проинформировала о ключевых направлениях деятельности ведомства, в том числе по созданию и развитию кадров для получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ. Она представила системный анализ проблем и необходимых мер по их решению, рассказала об отработке механизмов прогнозирования кадровой потребности в специалистах и расширении практики целевого обучения.
От МГППУ в дискуссии приняли участие директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Артур Хаустов и директор Ресурсного учебно-методического центра Гузель Саитгалиева. Артур Валерьевич выступил с докладом на тему "Потребности системы образования в подготовке кадров для работы с детьми с РАС", где рассказал о динамике численности обучающихся с РАС в России и обеспеченности их на разных уровнях образования специалистами психолого-педагогического профиля. Подытоживая свое выступление, директор ФРЦ внес следующие предложения:
1. Включить в Профстандарт 01.001, "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" компетенции по работе с детьми с ОВЗ, в т.ч. с РАС в части овладения технологиями:
- включения детей с ОВЗ в образовательный процесс;
- индивидуализации образования в условиях образовательной организации;
- «универсального дизайна»;
- адаптации учебных и дидактических материалов;
- работы с нежелательным поведением.
2. Педагогическим вузам реализовать Примерную основную образовательную программу высшего образования по направлению подготовки/специальности: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) подготовки: «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС».
3. РУМЦам провести анализ востребованных специальностей/направлений профессиональной подготовки для людей с РАС в целях дальнейшего развития программ профориентации в системе общего образования, доп. образования, программ профессиональной подготовки в системе СПО, а также, подготовки соответствующих кадров.
4. Субъектам РФ организовать и обеспечить деятельность региональных ресурсных центров, их сетевое взаимодействия с ФРЦ МГППУ, региональными институтами развития образования; ввести поправочные (корректирующие) коэффициенты финансирования
образования обучающихся с ОВЗ, включая РАС.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации профильным министерствам и ведомствам, нацеленные на совершенствование подготовки специалистов в области инклюзивного образования.