Личный кабинет

Об участии руководства МГППУ и ФРЦ МГППУ в рабочей встрече Министра просвещения РФ, 13 августа 2021

13 августа состоялась рабочая встреча Министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова с президентом Благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотьей Андреевной Смирновой. Во встрече приняли участие представители Министерства просвещения и Департамента образования Москвы, директора крупнейших институтов и центров, занимающихся вопросами образования и коррекции детей с РАС, представители академической общественности, руководители и эксперты благотворительных фондов и НКО.

Со стороны МГППУ во встрече приняли участие: Марголис Аркадий Аронович, ректор; Алехина Светлана Владимировна, проректор по инклюзивному образованию; Хаустов Артур Валерьевич, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра; Шумских Марина Алексеевна, заместитель директора Федерального ресурсного центра.

На повестке дня было рабочей встречи было вынесено три вопроса:

  1. О разработке перечня (реестра) психолого-педагогических методов помощи детям с РАС с указанием уровня доказательности каждого из методов
  2. О разработке межведомственных рекомендаций для специалистов, работающих с обучающимися с РАС по использованию ими методов обучения
  3. О создании в системе высшего психологического и педагогического образования Российской Федерации специальности «Специалист в сфере прикладного анализа поведения, поведенческий аналитик»

По первому из вопросов повестки дня Артур Валерьевич сделал сообщение, состоящее из нескольких тезисов:

  1. В работе с детьми с РАС важно применять методы с доказанной эффективностью. Специалисты ФРЦ МГППУ применяют широкий спектр подходов и методов (или их элементы), в том числе, вошедших в Клинические рекомендации по РАС Минздрава РФ (TEACCH, ABA, DIR/Floortime, ESDM, социальные истории, PECS, другие альтернативные коммуникативные системы, занятия по адаптивной физической культуре и др.), которые активно транслируются по всей России.
  2. При создании межведомственной библиотеки (реестра) методов, применимых в системе образования, важно учитывать, что:
  • необходимо расширение спектра методов путем накопления у них доказательной базы, а не его сужение;
  • современные зарубежные научные метаобзоры неоднозначны в отношении данных об эффективности применения различных методов работы с детьми с РАС;
  • создание российской библиотеки (реестра) методов – долгосрочная задача, т.к. необходимо время на научную апробацию и верификацию как известных, так и неизвестных методов именно в российских условиях;
  • на первых порах, возможно, ориентироваться на существующие реестры (зарубежные реестры и Клинические рекомендации Минздрава), сохраняя возможности применения Российских методик и программ;
  1. В МГППУ разработана инфраструктура проведения исследований в области апробации психолого-педагогических практик, в том числе методология их проведения, в целях формирования библиотеки (реестра) практик. Работа проводится совместно с АСИ, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, АНО «Эволюция и филантропия» и другими организациями. МГППУ разработан Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства. Стандарт был представлен в июле 2021 г. на рабочей группе по РАС Минпросвещения России. Решение о его направлении в ВУЗы Минпросвещения, позволит при описании методов и исследовании их результативности вести работу в едином структурном ключе.

   В рамках реализующегося НИРа ФРЦ МГППУ планируется:

  • проведение межрегионального мониторинга по применяющимся методам работы в регионах;
  • разработка протокола независимой оценки методов работы, оценивающего доказательную базу;
  • проведение пилотных пререгистрированных исследований эффективности методов работы совместно с региональными партнёрами.

В конце выступления Артур Валерьевич пригласил к сотрудничеству в создании реестра методов всех присутствующих.

 

Поделиться