Личный кабинет

О выступлении директора ФРЦ МГППУ на пленарной дискуссии конференции "Говори. Понимай. Учись", 22 октября 2025

В завершившейся вчера в Сочи второй части конференции «Говори. Понимай. Учись» принял участие директор ФРЦ РАС МГППУ Артур Валерьевич Хаустов. Он выступил на пленарной дискуссии, подчеркнув важность этой темы для детей с расстройствами аутистического спектра, так как до 30% детей с РАС являются безречевыми, поэтому альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) становится для них жизненно необходимой.

Артур Валерьевич представил данные Всероссийского мониторинга региональных ресурсных центров 2021 года, где АДК заняла второе место среди применяемых методов с доказанной эффективностью в работе с детьми с РАС. На государственном уровне тема АДК также получила поддержку: в Федеральных адаптированных образовательных программах (ФАОП) по варанту 8.4 введён предмет "Речь и альтернативная коммуникация".

В качестве примера эффективного применения технологий АДК Артур Валерьевич привел работу Федерального ресурсного центра МГППУ, где уже успешно внедрена система ПЕКС. Кроме того, он подчеркнул методическую работу ФРЦ по поддержке развития систем АДК в образовательной сфере в России. На сайте ФРЦ опубликованы разработанные критерии применения систем АДК и карточки с их описаниями, а также недавно вышел спецномер журнала "Аутизм и нарушения развития", посвящённый этой теме.

Артур Валерьевич внес предложение ввести в заключение психолого-медико-педагогической комиссии отдельный пункт, касающийся применения АДК, что позволит лучше учитывать потребности безречевых детей. Также он сообщил, что во всероссийском мониторинге по РАС 2025 года уже введён показатель по использованию систем альтернативной и дополнительной коммуникации, что свидетельствует о системной поддержке этих методов на федеральном уровне.

Выступление Артура Валерьевича было встречено участниками конференции с большим интересом и признано важным шагом в обеспечении равных возможностей для всех детей с особыми образовательными потребностями.

 

Поделиться