С 11 ноября 2024 г. по 29 ноября 2024 г. в рамках выполнения государственного задания № 073-00037-24-00 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов «Консультационно-методическое обеспечение развития системы общего образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС», в соответствии с утверждённым Министерством просвещения Российской Федерации плана Выполнения работ по ресурсному и информационно-технологическому обеспечению образовательной деятельности и управления системой образования в целях консультационно-методического обеспечения развития системы общего образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС на 2024 год Федеральным ресурсным центром МГППУ совместно с Ассоциацией специалистов прикладного анализа поведения "RusABA", руководителем Нижегородского РРЦ сопровождения образования людей с РАС Гусевой Надеждой Юрьевной было проведено обучение для 172 слушателей из 44 регионов страны по дополнительной профессиональной программе: «Применение принципов прикладного анализа поведения в работе с детьми с РАС» (72 часа).
Обучение по данной дополнительной профессиональной программе было направлено на совершенствование профессиональных компетенций по применению принципов прикладного анализа поведения в образовательной деятельности с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и на умение применять приобретенные знания в практической деятельности с детьми, обучающимися по различным вариантам АООП.
Занятия проходили в виде вебинаров, которые включили в себя: лекции, семинары, практические занятия. Было рассмотрено и разобрано много видеоматериалов из личных архивов преподавателей.
Ведущими лекционных и семинарских занятий выступили сотрудники Ассоциациии специалистов прикладного анализа поведения «RusABA, руководитель Нижегородского РРЦ сопровождения образования людей с РАС Гусева Н. Ю. имеющие многолетний опыт работы с детьми с аутизмом. На занятиях были применены образовательные технологии, отражающие специфику данной программы, а именно активные формы обучения: анализ клинических случаев, упражнения, тематическая дискуссия, ролевая игра, решение практических задач и интерактивные формы обучения.
В ходе обучения слушатели услышали ответы на такие вопросы как:
- Понятие «подкрепления», влияние подкрепляющих последствий на параметры поведения.
- Виды процессов подкрепления.
- Применение процессов подкрепления в ходе практической работы с ребенком.
- Понятие «стимульный контроль».
- Понятие «подсказка», ее место в модели оператного обусловления, виды подсказок, процедуры снижения интенсивности подсказки.
- Понятие «поведенческий договор». Составные части поведенческого договора, рекомендации по составлению и введению поведенческого договора.
- Понятие «функции проблемного поведения», подход к коррекции проблемного поведения с точки зрения его функции.
- Распространенные функции поведения, функции стереотипного и самоповреждающего поведения.
- Понятие «блок», составляющие части блока.
- Этапы метода обучения отдельными блоками.
- Процедуры коррекции ошибки.
- Цепочка поведения, особенности цепочек поведения.
- Методы обучения цепочкам поведения от конца к началу, от начала к концу, цепочки целиком.
- Правила организации обучения в естественной среде.
- Технологии и программы обучения, основанные методе случайного обучения.
- Основные приёмы организации системы визуальной поддержки.
- Функциональный подход к анализу речи, шесть базовых вербальных оперантов.
- Понятие конвергентного и дивергентного множественного контроля.
- Структура модели «Ресурсный класс».
- Подготовка персонала ресурсной зоны.
- Подготовка персонала регулярного класса.
- Оформление документации.
- Роль родителей в организации учебного процесса.
- Постановка академических и индивидуальных целей работы с ребенком.
В рамках проведения занятий, директор ФРЦ МГППУ Хаустов Артур Валерьевич провёл для слушателей презентацию деятельности Федерального ресурсного центра и рассказал об особенностях организации работы центра.