12 февраля 2021 года Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС впервые за время пандемии открыл свои двери для гостей и провел однодневную стажировку в рамках договора с Автономной некоммерческой организацией «Приволжский центр ментального здоровья» города Нижний Новгород в лице генерального директора Баландиной Оксаны Венедиктовны.
В группу слушателей входили также и педагоги муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 42» г. Нижний Новгород – участника совместного с АНО «Приволжский центр ментального здоровья» проекта по развитию инклюзивного образования. Всего на стажировке присутствовало 9 человек. Все мероприятия проходили в мини-группах по 2-3 человека с соблюдением социальной дистанции и санитарно-эпидемиологических рекомендаций.
Знакомство участников стажировки с ФРЦ началось с выступления Исхаковой Юлии Андреевны, заведующей школьно-дошкольным отделением ФРЦ. Ее презентация была посвящена вопросам организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях ФРЦ.
В рамках стажировки были проведены открытые уроки специалистами ФРЦ:
- Чистякова Людмила Андреевна - учитель начальных классов,
- Летучева Екатерина Вячеславовна – учитель начальных классов,
- Тарарук Ольга Борисовна – учитель начальных классов,
- Рябова Дарья Анатольевна – учитель начальных классов,
- Гордеева Светлана Борисовна – учитель начальных классов
На уроках литературного чтения, математики, русского языка, ознакомления с окружающим были представлены методы и приемы обучения детей с РАС по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (варианты АООП НОО 8.2., 8.3., 8.4.).
Содержание коррекционной работы на групповых занятиях с обучающимися с РАС было раскрыто специалистами ФРЦ:
- Воропаева Ирина Евгеньевна - учитель – логопед,
- Летучева Екатерина Вячеславовна – учитель начальных классов,
- Волгина Наталья Николаевна – педагог-психолог.
Участники стажировки познакомились с программами коррекционных курсов по формированию коммуникативного поведения и развитию речи, с работой психолога в рамках сопровождения детей с РАС.
- Жмурина Дарья Валерьевна - тьютор
- Квитка Ольга Аркадьевна – тьютор
- Кобзева Ольга Аркадьевна - тьютор
- Леутин Павел Михайлович – тьютор
- Шептунова Татьяна Владимировна – учитель-дефектолог, тьютор.
В практической деятельности тьюторов были актуализированы основные задачи тьюторского сопровождения в ходе урочной и внеурочной деятельности, вопросы адаптации учебной среды и использования системы визуальной поддержки, технологии использования подсказок.
Таким образом, в ходе стажировки были представлены практические методы и приемы обучения, психолого-педагогического и тьюторского сопровождения обучающихся с РАС. Кроме того, в программу стажировки был включен мастер-класс по теме «Технологии включения детей с РАС в социокультурные практики», который провела Хилькевич Евгения Владимировна – руководитель направления социокультурной интеграции, социальный педагог ФРЦ. Вопросы организации внеурочной деятельности вызвали живой отклик у участников стажировки.
В завершении для участников стажировки были проведены экскурсии по ФРЦ, в ходе которых была подчеркнута необходимость создания специальных условий образования для обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей.