С 16 ноября 2020 г. по 21 декабря 2020 г. было проведено обучение для 90 сотрудников ГБУ «Ресурсный центр развития технологий социального обслуживания и поддержки поставщиков социальных услуг», подведомственного учреждения Министерства социальной политики Нижегородской области, специалистами Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС МГППУ по трём программам ДПО: «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС» (72 часа), «Выявление, диагностика и ранняя помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)» (36 часов), «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ при организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» (36 часов).
В рамках лекционных и семинарских занятий слушатели узнали, как эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников, какие применять методы и приемы прикладного анализа поведения с целью коррекции дезадаптивного поведения, как организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями. Так же были рассмотрены принципы разработки индивидуальных адаптированных образовательных программ обучающихся с РАС; организация обучения детей с РАС в различных формах в соответствии с программой и требованиями ФГОС, В ходе обучения слушатели узнали о современных представлениях о РАС, получили возможность развить профессиональные навыки в области выявления и диагностики группы риска РАС и ранней психолого-педагогической помощи детям до 3-х лет.
Занятия проходили в виде вебинаров, которые включили в себя: лекции, семинары, практические занятия. Было рассмотрено и разобрано много видеоматериалов из личных архивов преподавателей и специалистов ФРЦ.
Ведущими лекционных и семинарских занятий выступили практикующие специалисты ФРЦ МГППУ, имеющие многолетний опыт работы с детьми с аутизмом. Традиционно обучение по программе «Выявление, диагностика и ранняя помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)» вели специалисты из Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства совместно с ведущим научным сотрудником лаборатории ФРЦ. Все занятия сопровождались дополнительными материалами - были продемонстрированы видеокейсы, дидактические материалы для работы с детьми, средства визуальной поддержки.
В ходе обучения слушатели услышали ответы на такие вопросы как:
- Какова специфика работы тьютора с детьми с РАС, обусловленная особенностями их развития и особыми образовательными потребностями?
- Каковы особенности тьюторского сопровождения детей с РАС, получающих образование по различным вариантам адаптированной образовательной программы?
- Какие специальные образовательные условия необходимы для обучающегося с РАС и как их создать в образовательной организации?
- Какие модели тьюторского сопровождения применяются в системе образования: индивидуальное сопровождение, система курирования класса, «переходящий» тьютор?
- Как сопровождать ребёнка с РАС на уроке и во время внеурочной деятельности?
- Как адаптировать учебные материалы для обучающихся с РАС?
- Как организовать взаимодействие тьютора с родителями?
- Как организовать коррекционную помощь детям с РАС?
- Как проводить диагностическое обследование с детьми с РАС?
- Какие методики используются для проведения комплексного обследования детей с РАС?
- Какие навыки необходимо формировать у детей с РАС в первую очередь?
- Как оценивать эффективность коррекционной работы и обучения детей с РАС?
- Как подготовить детей с РАС к школе и как их обучать в школе?
- Как адаптировать образовательные программы для этих детей?
- Какие существуют требования ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к организации обучения детей с РАС?
- Какие особенности у детей до 3-х лет с расстройством аутистического спектра (РАС)?
- Какова структура диагностического маршрута и особенностях его проведения с детьми с РАС в возрасте до 3-х лет?
В рамках проведения занятий, директор ФРЦ МГППУ Артур Валерьевич Хаустов провёл для слушателей презентацию деятельности Федерального ресурсного центра и рассказал об особенностях организации работы центра.