Реестр методов работы
Видеомоделирование (Videomodeling)
Краткое описание
Видеомоделирование (ВМ) - это вмешательство, использующее цифровые технологии (видео-технологии) для записи и демонстрации целевого поведения или навыков. Видеозапись демонстрируется обучающемуся, который, в свою очередь, должен продемонстрировать целевое поведение либо в данный момент, либо позже.
Видеомоделирование может быть организовано в различных форматах: с привлечением взрослых или сверстников в качестве моделей; видеозаписи самого обучающегося в качестве модели; видеозаписи «от первого лица» и видеосвязи в прямом эфире (videofeedback). Видеомоделирование часто сочетается с другими методами, такими как анализ задач, подсказки и подкрепление (Steinbrenner, 2020).
Появление ВМ связано с Теорией социального научения Альберта Бандуры (Corbett, Abdullah, 2005). В рамках данной теории отмечается, что поведенческий репертуар человека обогащается за счет наблюдения и моделирования поведения других людей. Таким образом, обучение через наблюдение позволяет достичь изменений в поведенческой и когнитивной сфере
Цели/область применения метода
Вмешательство может быть использовано для:
- Формирования коммуникативных, социальных, моторных, игровых навыков и навыков самообслуживания;
- Преодоления нежелательного поведения;
- Развития академических компетенций (Steinbrenner, 2020).
Целевая группа
Видеомоделирование может использоваться при работе с людьми любого возраста и уровня развития. Ограничением применения видеомоделирования может являться наличие ярко выраженного полевого, нежелательного поведения, отсутствие мотивации, интереса к просмотру видеозаписи.
Технология применения
Этапы применения метода
Выделяются 10 шагов подготовки и реализации VM (Sigafoos et al., 2007):
- Определение целевого поведения/навыка и описание его измеримых параметров;
- Организация необходимых условий: устройство для видеозаписи; устройство для воспроизведения видео;
- Планирование сюжета видеозаписи. При необходимости дробление комплексного целевого навыка на компоненты (task analysis);
- Сбор исходных данных. Определение тех звеньев навыка, которые недоступны ученику для того, чтобы включить в VM именно недоступные звенья;
- Создание видеозаписи. На данном этапе происходит определение корректного типа VM (с привлечением взрослого, сверстника, от первого лица и т.д.);
- Организация условий для просмотра видеозаписи и для последующего освоения навыка;
- Показ видеозаписи;
- Мониторинг прогресса освоения навыка;
- При отсутствии прогресса - выявление и устранение ошибок, возникших при создании видеозаписи;
- Постепенное устранение VM, переход к самостоятельной реализации навыка
Форма организации занятий
Индивидуально или в группе
Технология применения (примеры)
Видеомодель социального навыка "Начало коммуникации" (Meredith Winfield, M.A., CFY-SLP)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
- Corbett B. A., Abdullah M. Video modeling: Why does it work for children with autism? //Journal of Early and Intensive Behavior Intervention. – 2005. – Т. 2. – №. 1. – С. 2
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
- Sigafoos J., O'Reilly M., De La Cruz B. How to use video modeling and video prompting. – Pro-Ed, 2007