Реестр методов работы
Адаптивная физическая культура (АФК, Adaptive physical education, APE)
Краткое описание
Адаптивная физическая культура – это вид физической культуры, которая, с одной стороны, адаптирована для людей с ОВЗ (с двигательными, ментальными расстройствами и пр.), а, с другой стороны, она увеличивает возможность адаптации людей с отклонениями в здоровье к жизни в обществе.
За счет развития мышечной и сенсорных систем улучшается самоконтроль и управление своим телом, что положительно сказывается на освоении социально-бытовых навыков и самостоятельности.
Благодаря занятиям в группе, взаимодействию с тренером и сверстниками улучшаются навыки коммуникации и социализации.
Также на тренировках отрабатываются навыки самообслуживания, умения выражать просьбы, следовать инструкциям, умение ждать своей очереди и команды тренера.
Впервые термин «адаптивная физическая культура» в России был введен в 1995 году профессором С.П. Евсеевым. (С.П. Евсеев, 1995).
За рубежом в XIX веке стали известны работы немецкого ученого Линдемана, который впервые подчеркнул разницу между лечебной физической культурой и реабилитационным спортом, что стало основой направления адаптивная физическая культура. (Н. Lorenzen, 1975).
Концепция, подход, методология, лежащая в основе метода (практики) – теоретическая основа
Адаптивная физическая культура включает как минимум три крупных области знания — физическую культуру, медицину, коррекциоппую педагогику.
Занятия адаптивной физической культурой для детей с расстройствами аутистического спектра особенно важны, так как они способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают имитационные способности, навыки произвольной организации движений, помогают не только физически развить ребенка с РАС, но также и развивают коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе. Адаптивная физкультура развивает навыки адаптации ребенка с аутизмом к жизни в обществе через его социализацию.
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод:
Физическое развитие.
Коммуникация (общение с педагогом, детьми с помощью выполнения упражнений в парах или участия в коллективных подвижных играх на групповых занятиях). Речь. Социализация. Самообслуживание. Повышение мотивации, развитие уверенности в себе, дисциплинированности.
Внимание. Память. Умение выполнять многозадачные инструкции с переключением с одной деятельности на другую.
Конкретные навыки, на которые направлен данный метод:
- Формирование основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.
- Развитие координационных способностей.
- Развитие физической подготовленности.
- Развитие профилактика соматических нарушений: - формирование и коррекция осанки.
- Развитие познавательной деятельности и социально-коммуникативных навыков.
- Формирование умений играть в комадные спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол и взаимодействовать в играх в паре (большой и настольный теннис, бадминтон).
Целевая группа
Возраст:
— от младшего дошкольного до взрослого.
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
— ограничений нет.
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
— противопоказания к определенным видам активности, данные педиатром, неврологом, ортопедом.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть):
Среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Физическая культура» или «Адаптивная физическая культура».
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:
постоянное повышение квалификации, изучение следующих дисциплин: фитнес, сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология.
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий — кратко):
- Анкетирование родителей, предварительная консультация с родителями.
- Диагностика физической подготовленности ребенка.
- Составление тренировочной программы, планирование использования форм, средств и методов на ближайший месяц.
- Оценка результатов в течение прохождения тренировочной программы, коррекция целей и задач.
- Итоговая диагностика физической подготовленности.
- Постоянное консультирование родителей в течение тренировочного процесса, разработка домашних заданий.
- Адаптация упражнений под индивидуальные особенности детей с РАС.
В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
- Коррекционно-развивающие, предназначенные для развития и коррекции физических качеств, координационных способностей, движений и пр. с помощью физических упражнений;
- Оздоровительные, направленные на коррекцию осанки, плоскостопия, профилактику соматических заболеваний; для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- Спортивные, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
- Уроки, целью которых является обучение видам деятельности, позволяющим разнообразить досуг детей, например, катание на коньках, лыжах, туризм, игровая деятельность.
- Групповые уроки, направленные на развитие коммуникации: умение взаимодействовать с партнером, играть в спортивные игры, следовать правилам игры.
Форма организации занятий (инд/групп): индивидуально или в группе, очно и онлайн.
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей //М.: Аграф. – 1997.
Геслак Д. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом. Методические основы и базовый комплекс упражнений // Рама Паблишинг. – 2019.
Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – 2016.
Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // Просвещение. – 2009.
Плаксунова Э.В. Исследование физического развития и двигательных способностей учащихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 1. С. 26–32.
Соловьева М. В., Мельникова Н. Ю. Модель совершенствования физических качеств и навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2020. – №. 9 (187). – С. 362-366.
Olin S. S. et al. The effects of exercise dose on stereotypical behavior in children with autism //Medicine and science in sports and exercise. – 2017. – Т. 49. – №. 5. – С. 983-990.