Личный кабинет

Директор Федерального ресурсного центра

 

Артур Валерьевич Хаустов

Кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ), главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»

Контактный телефон: +7 (495) 619-21-88

Адрес электронной почты: haustovav@mgppu.ru

 

 

Образование:

  • В 2002 г. окончил Московский городской педагогический университет, факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
  • В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом»

Профессиональная деятельность:

  • 2001 – 2002 гг. – учитель-логопед в ДОУ №1551 компенсирующего вида
  • 2002 – 2005 гг. – учитель-дефектолог в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП)
  • 2005 – 2012 гг. – заместитель директора, учитель-дефектолог ЦПМССДиП
  • С 2012 по сентябрь 2016 г. – методист, учитель-дефектолог ЦПМССДиП
  • С 2015 г. – старший научный сотрудник ИПИО МГППУ.
  • С 2015 г. – главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»
  • С сентября 2016 г. по настоящее время - директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ
  •  2020 г. – 2023 г. заместитель председателя Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации.
  • С 2023 г. - член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации.

Участие в профессиональных  конкурсах:

  • 2006 г. – лауреат конкурса "Грант Москвы" в области наук и технологий в сфере образования
  • 2008 г. – победитель конкурса "Грант Москвы" в сфере образования

Профессиональные награды:

  • 2010 г. – грамота Департамента образования города Москвы.
  • 2015 г. – грамота Министерства образования и науки РФ.
  • 2023 г. – знак отличия Министерства просвещения РФ.

Реализованные и реализующиеся проекты:

  • 2009 – 2010 гг. – руководитель проекта РГНФ «Разработка программы формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста».
  • 2012 – 2014 гг. – руководитель проекта РГНФ «Программа формирования навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра».
  • 2015 – 2016 гг. – куратор Красноярского края (осуществление экспертно-методического сопровождения) по реализации пилотного проекта по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра» в Красноярском крае. Проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Разработанные и реализующиеся программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) и практики:

С 2013 г. по настоящее время разработана и реализуется программа повышения квалификации «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» на базе МГППУ.

В 2015 г. разработана программа повышения квалификации «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

С 2015 г. разработана и реализуется программа производственной практики «Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста» (по направлению 44.04.02 (050400.68) «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра»).

С 2018 года разработана и реализуется программа дополнительного профессионального образования  «Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

С 2020 года реализуется программа дополнительного профессионального образования  «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ при организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

Публикации

  1. Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 2003. – с. 408–410.
  2. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. – 2004. – №4. – С. 69–74.
  3. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – №3. – С. 18–24.
  4. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. – С. 29–30.
  5. Хаустов А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. – 2005. – №5-6 (16,17). – С. 9–15.
  6. Хаустов А.В., Волосовец Т.В. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом // Логопедия. – 2005. – №1(7). – С. 70–74.
  7. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития.  – 2005. – №4. – с. 34–40.
  8. Хаустов А.В. Организация процесса работы с ребенком в домашних условиях // Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей // Под ред. Касаткина В.Н. – М., 2006. – 108 с.
  9. Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: РУДН. – 2007. – 36 с.
  10. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. – М.: РОО «Образование и здоровье». – 2008. – С. 208–235.
  11. Хаустов А.В. Касаткин В.Н. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. – М.: РОО «Образование и здоровье». – 2008. – с. 7–23.
  12. Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – №1. – с. 1–12.
  13. Хаустов А.В. Когнитивно-поведенческий подход к коррекции расстройств аутистического спектра (в условиях ЦПМССДиП) // Развитие региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в городе Москве: 1993 – 2009 годы. Отв. Редактор Т.Н. Гусева. – М.: Центр «Школьная книга». – 2009. – с. 316–322.
  14. Хаустов А.В. Организация среды для работы с аутичным ребенком в домашних условиях // Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сборник научных статей. – М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО; Российский университет дружбы народов, 2010. – с. 219–230.
  15. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦПМССДиП. – 2010. – 84 с.
  16. Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2012. – №1 (36). – с. 1–16.
  17. Хаустов А.В. Образовательные условия для ребенка с аутизмом // Здоровье детей. – 2013. – № 12. – с. 45–48.
  18. Хаустов А.В. Организация специализированной коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Вопросы диагностики в педиатрии. – 2013. – № 5 (3). – с. 50–56.
  19. Хаустов А.В., Солдатенкова Е.Н. Сравнительный анализ уровня адаптации и дезадаптации у детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся по различным образовательным программам // Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-тилетию Ф.А. Сохина. Под ред. О.С. Ушаковой и В.И. Яшиной. – М.: 2013. – с. 245–250.
  20. Хаустов А.В., Хаустова И.М. Обследование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Практика управления ДОУ. – 2013. – № 1. – с. 31–40.
  21. Хаустов А.В., Хаустова И.М. Практические рекомендации по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Практика управления ДОУ. – 2013. – №1. – с. 41–47.
  22. Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. – 2014. – №1. – с. 32–50.
  23. Хаустов А.В. Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №3 (44). – с. 22–25.
  24. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Никитина Ю.В., Солдатенкова Е.Н. Ребенок с РАС идет в детский сад. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях. – Воронеж, 2014. – 104 с.
  25. Хаустов А.В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №4. – с.1–8.
  26. Хаустов А.В., Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2015. – №2. – с.8–16.
  27. Хаустов А.В. Инклюзивные технологии на дошкольном уровне основного общего образования // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – с. 321–331.
  28. Хаустов А.В., Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) // Аутизм и нарушения развития – 2015. – № 3. – с.3–10.
  29. Хаустов А.В., Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R). Продолжение // Аутизм и нарушения развития. – 2015. – № 4. – с. 3–11.
  30. Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – № 1. – с. 27–37.
  31. Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – 2016. – № 2. – с. 3–12.
  32. Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – № 2. – с. 20–28.
  33. Хаустов А.В. Журналу «Аутизм и нарушения развития» 15 лет // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 1. С. 3. doi:10.17759/autdd.2017150109
  34. Туманова Т.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Орлова О.С., Приходько О.Г., Шаховская С.Н., Черкасова Е.Л., Визель Т.Г., Леонова С.В., Филичева Т.Б., Соболева А.В., Борякова Н.Ю., Серебрякова Н.В., Матросова Т.А., Хаустов А.В. Логопедия. Теория и практика // Москва: Эксмо. – 2017. – Т. 608.
  35. Организация консультативно-диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с РАС. Методические рекомендации. Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.
  36. Рекомендации по комплексному сопровождению семей, воспитывающих детей с синдромальными формами РАС. Синдром умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х. Методические рекомендации. Тюшкевич С.А., Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Данилина К.К., Салимова К.Р., Горбачевская Н.Л. / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 121 с.
  37. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.
  38. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 3. С. 3–11. doi:10.17759/autdd.2019170301
  39. Хаустов А.В. Колонка главного редактора // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 1. С. 3. doi:10.17759/autdd.2019170101
  40. Хаустов А.В. Колонка главного редактора // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 2. С. 3–4. doi:10.17759/autdd.2019170201
  41. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого‐педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 1–14. doi:10.17759/psyedu.2019110301
  42. Борисова Н. В. Хаустов А.В., Розенблюм С.А., Шаргородская Л.В. Особенности разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – №. 8. – С. 26-33.
  43. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Алехина С.В., Леонова О.И., Хаустов А.В. Предложения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистан-ционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 474–479.
  44. Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 58–67. doi:10.17759/ssc.2020010105
  45. Хаустов А.В. Колонка главного редактора // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 1. С. 3.
  46. Хаустов А.В. Колонка главного редактора // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 3. С. 3.
  47. Хаустов А.В. О подготовке педагогических кадров для организации образования обучающихся с РАС в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 79–86. doi:10.17759/bppe.2020170207
  48. Давыдова Е.Ю., Хилькевич Е.В., Хаустов А.В., Давыдов Д.В., Сорокин А.Б. Проблемы организации инклюзивной среды для работы с детьми с РАС в музеях различного профиля // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 4. С. 95–110. doi:10.17759/cpp.2021290406.
  49. Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В., Ермолаева Е.Е., Антохина К.Ю., Кузембаева Е.А., Хаустов А.В., Баландина О.В., Мамохина У.А. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 12–24. doi:10.17759/autdd.2021190102.
  50. Панцырь С.Н., Красносельская Е.Л., Данилина К.К., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Программа консультивного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, «Кашенкин луг». Опыт оценки эффективности // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 50–61. doi:10.17759/autdd.2021190406
  51. Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю., Лопухина А.А., Арутюнян В.Г., Хаустов А.В. Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 137–161. doi:10.17759/cpse.2021100407.2021100407
  52. Дон Г.В., Ерофеева Ю.И., Салимова К.Р., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Комплексная оценка результативности технологии индивидуализации АООП дошкольного образования для детей с РАС «Скорошкольник» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 70–85. doi:10.17759/autdd.2021190408.
  53. Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях. Манелис Н.Г., Хилькевич Е.В., Сорокин А.Б. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 151 с.
  54. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 4–11. doi:10.17759/autdd.2021190101.
  55. Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б., Хаустов А.В., Шведовский Е.Ф. Проблемы и перспективы интеграции методов с доказанной эффективностью в практику школьного обучения детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 36–60. doi:10.17759/cpse.2021100103.
  56. Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях. Методическое пособие. Хилькевич Е. В./ Под общ. ред. Халиковой Д. Р., Черкасовой Н. В., Хаустова А. В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 103 с.
  57. Хилькевич Е.В., Стейнберг А.С., Хаустов А.В. Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 53–61. doi:10.17759/autdd.2022200207
  58. Хаустов А.В. Колонка главного редактора // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 3.
  59. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 6–14. doi:10.17759/autdd.2022200301
  60. Мамохина У.А., Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Хаустов А.В., Давыдова Е.Ю. Проблемы и перспективы реализации доказательного подхода в рамках деятельности региональных ресурсных центров по сопровождению лиц с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 15–25. doi:10.17759/autdd.2022200302
  61. Логопедия: теория и практика : Под редакцией д.п.н., профессора Т.Б. Филичевой, Издание учебника посвящено 145-летию Московского педагогического государственного университет / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, С. Н. Сорокоумова [и др.]. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва : Эксмо, 2022. – 608 с. – ISBN 978-5-04-120699-4.
  62. Состояние и динамика инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации: ежегодный доклад / А.В. Вовченко, В.С. Фисенко, Д.Е. Грибов и др.; под ред. М.А. Дымочки. – М.: ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2022. – 436 с. – ISBN 978-5-6046381-3-2.
  63. Система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт / И. А. Нигматуллина, Э. А. Садретдинова, А. Р. Долотказина [и др.] // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17, № 3. – С. 296-316. – DOI 10.26907/esd.17.3.21.
  64. Хаустов А.В., Шумских М.А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 3. С. 5–17. DOI: 10.17759/autdd.2023210301
Поделиться