22 ноября 2017 г. в концертном зале «Королёвский» прошло открытие II Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Организаторы конференции: Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ.
Конференция началась с выступления Татьяны СИНЮГИНОЙ, заместителя Министра образования и науки Российской Федерации:
- В прошлом году мы открыли Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Его основной задачей является объединение усилий и ресурсов специалистов, различных ведомств и подведомственных организаций, семей, которые воспитывают детей с аутизмом, благотворительных фондов, общественных организаций. Необходимо все эти ресурсы направить в систему образования, на обобщение и распространение опыта и на методическое обеспечение педагогов, которые работают с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Также, участников конференции поприветствовали Ольга ДОВБЫШ, Минтруд; Марина ГОРДЕЕВА, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; Анастасия ЗАЛОГИНА, президент Фонда помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца»; Андрей ЦАРЕВ, директор Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями; Артур ХАУСТОВ, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС. С видео обращением выступила Carol POVEY, директор Центра аутизма при Национальном обществе аутизма (NAS) Великобритании.
Культурная программа первого дня конференции включила в себя выступление хора учеников школьного отделения Федерального ресурсного центра, а так же номер театрального коллектива школы «Технология обучения» и Центра социокультурных практик «Событие».
Основные цели конференции – определить стратегии развития системы сопровождения детей с РАС в России и узнать о зарубежном опыте помощи детям с аутизмом.
Научный вектор задали выступления на пленарном заседании «Расстройства аутистического спектра: современные научные исследования». Директор центра нейрокогнитивных исследований МГППУ (МЭГ-центр), Татьяна СТРОГАНОВА, представила обзор зарубежных биологических исследований аутизма, а также собственные разработки МЭГ-центра:
- Аутизм ассоциирован с множеством разных генов, и известные гены объясняют не более 20% случаев возникновения аутизма. Генетики начинают сопоставлять это заболевание с трещинами в фундаменте здания. Одна трещина – ничего страшного. Двадцать, тридцать трещин – накопительный эффект. Какие-то обычные мутации в генах, которые присутствуют и у нас с вами в обычной популяции людей, когда накапливаются, то это приводит к серьезнейшим нарушениям поведения.
В секции «Региональные модели комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» был представлен опыт различных регионов России в области помощи детям с аутизмом. Один из докладчиков, Наталья СЯЗИНА, директор ГАУ АО «Научно-практический Центр реабилитации детей “Коррекция и развитие”» из Астраханская область заявила:
- Одна из проблем – это отсутствие нормативных стандартов при оказании услуг детям с РАС. Другая проблема – это географические особенности нашей области. Это очень вытянутый территориальный субъект. Большинство районов сильно удалены от центра, что затрудняет получение помощи для родителей, потому что за ней надо ехать в районный центр. Затрудняется также информирование специалистов и родителей о детях с проблемами. Третья проблема – это отсутствие механизма и критериев включения детей в программу ранней помощи детям с РАС. Но, несмотря на проблемы, мы стараемся, чтобы оказываемая помощь носила системный характер.
Первый день конференции завершился новым для подобного рода мероприятий форматом блиц-презентаций. Участникам дискуссии «Эффективные практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» отводилось всего 5 минут на презентацию наиболее эффективной технологии, представленной в их организации. Анна ПАЙКОВА, психолог, эксперт Центра лечебной педагогики рассказала о средовом подходе в помощи особому ребенку.
- Наша задача – тонко анализировать среды, в которых находится ребенок, помогать ему с ними справляться. А так же вовремя давать ему возможность развиться, подрасти. Сделать из комфортной среды – развивающую.
В первый день в конференции принял участие 551 слушатель из 51 региона России.
Конференция продлится на протяжении еще двух дней.
Второй день конференции обещает быть насыщенным. На площадке Московского государственного психолого-педагогического университета в секционных заседаниях, дискуссионных площадках и круглых столах будет обсуждаться широкий спектр проблем в области помощи детям с аутизмом: от технологий сопровождения детей с РАС до проблемы социальной и образовательной инклюзии.
С полной программой конференции можно ознакомиться на странице конференции.