5 сентября Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ посетила Советник Президента РФ, председатель комиссий по делам инвалидов и по делам ветеранов при Президенте РФ Александра ЛЕВИЦКАЯ. Со стороны Министерства просвещения РФ Советника Президента сопровождали Ирина ТЕРЕХИНА, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ и Таис ДАЦЮК, заместитель начальника отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ. В ФРЦ МГППУ гостей встречали ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий РУБЦОВ, проректор МГППУ по инклюзивному образованию Светлана АЛЕХИНА, директор ФРЦ МГППУ Артур ХАУСТОВ и заведующие школьно-дошкольным отделением ФРЦ МГППУ Мария БЕРЕСЛАВСКАЯ и Елена КРАСНОСЕЛЬСКАЯ.
Встреча открылась экскурсией по Центру. Директор ФРЦ МГППУ Артур Хаустов рассказал историю уникального здания Центра, построенного в 1999 году для детей с РАС по специальному проекту архитектора Андрея ЧЕРНИХОВА. Гости познакомились с организацией среды и образовательного процесса Центра на примере группы кратковременного пребывания, посетили игровое коррекционно-развивающее занятие, которое проводила педагог-психолог и воспитатель Центра Олеся ЛИСОВАЯ. В группе кратковременного пребывания дети с РАС начинают активно готовиться к школе.
В Центре действует своя начальная школа. Гости Центра посетили уроки «Русский язык», «Человек» и «Чтение» в классах 4 «В», 1 «В» и 2 «А». В частности, познакомились с жетонной системой поощрения учащихся в классах. Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) очень важна визуальная составляющая, поэтому многие вещи в Центре имеют свое визуальное оформление. Например, основные правила поведения на уроках оформлены в виде надписей, также в классах действует цветовая навигация для удобства учащихся.
Учителя рассказали об особенностях комплектования классов. В большинстве классов имеется тьюторское сопровождение и в учебном помещении для тьютора отведено специальное место. Программа обучения адаптированная – дети проходят программу начальной школы за 6 лет. В классах могут учиться дети, имеющие, помимо РАС, другие ограниченные возможности здоровья.
В ходе ознакомительной экскурсии гости посетили игровую комнату. Как пояснила Елена РУДНЕВА, педагог-психолог Центра, игровая комната по сравнению с учебными классами менее насыщена предметами. Это важно для снятия возможной перегрузки зрительными стимулами.
В ходе экскурсии гости познакомились с творческой мастерской учащихся ФРЦ. Татьяна КОРОТКАЯ, педагог дополнительного образования ФРЦ, рассказала о специфике подхода к созданию творческих работ. В творческой мастерской ребята создают картины из различных деталей и предметов быта – монет, пуговиц, болтиков, пружинок, шишек и бисера. Вместе с ребенком в творческом процессе участвуют их родители.
– Очень важно, что создается ситуация общения между ребенком и родителем, – заявила Татьяна КОРОТКАЯ. – В повседневной жизни часто это сотрудничество не складывается, а благодаря нашим занятиям дети социально растут. Они делают что-то вместе с родителями, и родителей мы обучаем контактировать с особым ребенком. У детей с РАС зачастую страдает воображение, и им трудно придумать что-то новое. Но здесь мы им предлагаем придумать свою картину и полностью ее собрать, я им подсказываю. И все получается.
После знакомства с работой и основными достижениями Центра была проведена презентация основных направлений деятельности Центра и обсуждение результатов и предстоящих планов ФРЦ и перспектив развития системы помощи детям с РАС в России.
В своей презентации директор Центра Артур ХАУСТОВ указал, что всего в начальной школе ФРЦ на данный момент обучается 155 учащихся, а в дошкольных группах – 24 ребенка.
Отвечая на вопрос Советника Президента Александры ЛЕВИЦКОЙ о том, какова конечная цель деятельности Центра, ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ обратил особое внимание на то, что цель Центра – это внедрение лучших технологий для работы с особыми категориями детей. Он также отметил, что для преподавателей основная цель – ввести ребенка в социум, при помощи педагогов, психологов, тьюторов и родителей.
Директор ФРЦ Артур ХАУСТОВ добавил:
– Концептуально цель одна – социализация. Но индивидуальные цели разнятся от ребенка к ребенку и в зависимости от тяжести расстройства. Для кого-то целью будет обретение самостоятельности – например, уметь одеться самому, а для кого-то цель – научиться не бросаться на людей и спокойно реагировать, когда он слышит громкий звук.
В ходе обсуждения собравшиеся пришли выводу, что необходимо, чтобы ребенок с особыми потребностями как можно раньше попадал в систему ранней помощи, а также поддержали тезис об укреплении межведомственного взаимодействия в решении важных вопросов, связанных с будущим системы помощи детям с РАС в России.
Советник Президента РФ Александра ЛЕВИЦКАЯ отметила большую значимость работы Федерального ресурсного центра, высоко оценила действующую в нем образовательную модель и выразила надежду на увеличение числа школ, созданных по образцу школьно-дошкольного отделения ФРЦ МГППУ.