В тренировочной квартире у подростков и молодых взрослых с РАС и другими особенностями развития есть возможность стать более самостоятельными, адаптироваться к самостоятельной жизни и овладеть необходимыми навыками: как готовить, как пользоваться общественным транспортом, как распоряжаться деньгами.
Тренировочные квартиры РОО "Яблочко" как форма социально-бытовой реабилитации
Достигшие совершеннолетия люди с инвалидностью, имеющие нарушения психофизического развития, чаще всего не могут жить самостоятельно, нуждаясь в таком же постоянном уходе своих родителей, опекунов или других лиц, какой они получали в детстве. Но родители стареют, сил на уход у них становится меньше, а их ребенок, уже взрослый инвалид, – становится непосильной ношей. Уходя, родители с болью в душе оставляют не способных к самостоятельной жизни взрослых детей, которые вынуждены пополнять психоневрологические интернаты. Обучение совершеннолетних инвалидов в условиях, приближенных к квартирным, дает им возможность обрести навыки элементарного самообслуживания для дальнейшего самостоятельного проживания как с родителями, так и в одиночку.
С сентября 2018 года при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Региональная общественная организация содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко» реализует проект по комплексной социально-бытовой реабилитации лиц с нарушением психофизического развития в тренировочных квартирах.
Пройти курс реабилитации могут люди с инвалидностью в возрасте от 18 до 45 лет, имеющие постоянную прописку в Москве. Курс реабилитации длится 30 дней. Он включает освоение коммуникативных навыков, элементов доступной социально-бытовой, культурно-досуговой деятельности, освоение азов финансовой грамотности; важной частью проекта является работа с родителями людей с инвалидностью.
Проект комплексной реабилитации предусматривает множество процессов.
Для того чтобы быть зачисленным на курс реабилитации, необходимо пройти первичную диагностику у клинического психолога в РОО «Яблочко» и получить заключение о возможности прохождения реабилитации. Далее необходимо оформить Индивидуальную программу предоставления социальных услуг в отделе социальной защиты населения по месту жительства. После этого с дееспособным инвалидом заключается договор о предоставлении социальных услуг, а при отсутствии дееспособности, – с его опекуном. При положительном реабилитационном потенциале лица с инвалидностью курс можно повторять несколько раз в году.
На тренировочной базе организовано девять квартир, в каждой живут 4 человека, по одному в комнате. Кухня оборудована всей техникой, необходимой для приготовления разнообразной еды. Есть бытовая комната, которая оснащена стиральной машиной, гладильной доской, сушилкой и утюгом. Санузел и душевая комната разделены на мужскую и женскую блоки. Для маломобильных граждан квартира приспособлена, в том числе имеется адаптированный кухонный гарнитур, подвесная потолочная система в ванной комнате.
Сама реабилитация, проходит в несколько этапов. Первый – адаптационный, который длится около одной недели. Второй – погружение в реабилитационный процесс, третий – сам реабилитационный процесс, во время которого усваиваются социально-бытовые навыки. У каждого человека эти периоды могут быть различными по продолжительности, что зависит от его психоэмоционального состояния и многих других факторов.
К сожалению, специалисты и участники процесса реабилитации часто сталкиваются с той проблемой, что люди с ментальной инвалидностью не принимают необходимые лекарственные средства, что затрудняет реабилитацию. Родители часто недооценивают лекарственную терапию, считая ее ненужной, в то время как она стабилизирует психоэмоциональное состояние человека с психическими нарушениями. Причина этого, возможно, в негативном опыте принятия лекарств в детском возрасте, что и влечет отказ в дальнейшем от постоянного применения лекарственной терапии. Но, как правило, во взрослом возрасте подобрать терапию становится проще, так как физиологически организм уже сформирован, и грамотно подобранная терапия приносит облегчение не только самому человеку с инвалидностью, но и людям, с которым он живет.
В тренировочных квартирах молодые люди с инвалидностью учатся все делать самостоятельно. Социальный психолог направляет их и помогает спланировать свое меню, понять, из чего нужно готовить выбранное блюдо, и как купить нужные продукты. Список товаров первой необходимости планируется и рассчитывается заранее, и после этого в сопровождении наставника осуществляется закупка.
Приготовление еды – один из важных и необходимых для самостоятельной жизни моментов. Многие молодые люди не участвуют дома в процессе приготовления еды, а значит не умеют мыть, чистить, резать овощи. Часто это происходит потому, что сами родители не дают им такой возможности, объясняя это тем, например, что можно порезаться ножом, что мало времени, а нужно сделать все быстро. Таким образом иногда сами родители мешают адаптации, развитию детей, лишая возможности научиться самостоятельности в быту. Некоторые родители считают, что в первую очередь ребенку нужно научиться считать и писать, овладеть академическими навыками, но, как правило, такие умения у людей с психическими нарушениями не являются востребованными в первую очередь. Гораздо ценнее для них приобрести навыки самообслуживания, ориентации в социальных объектах. Работа по дому тоже является способом развития мелкой и крупной моторики. Когда мы соприкасаемся с продуктами, то ощущаем разную текстуру. Когда мы чистим и режем, мы развиваем мелкую моторику, когда моем пол и гладим белье, – крупную моторику, когда развешиваем белье – развиваем координацию. Все это способствует общему развитию и дает понимание конкретных вещей, что необходимо и доступно для людей с ментальной инвалидностью.
Уход за домашними предметами и вещами – еще одна составляющая бытовой абилитации и реабилитации. В тренировочных квартирах учатся стелить постель, менять белье, стирать личные вещи вручную и в стиральной машине. Глажение белья является доступной деятельностью для молодых людей с инвалидностью, так же как и влажная уборка своей комнаты, пылесошение.
Кроме бытовых навыков, в процессе реабилитации развиваются социально-коммуникативные навыки. Молодые люди ходят друг к другу в гости, учатся принимать гостей у себя. Специалисты проводят коррекционно-психологическую работу, тренинги, развивающие занятия.
В тренировочной квартире молодой человек с ментальной инвалидностью учится решать одну из важнейших задач – организацию своего досуга. Научиться понимать, куда хочется пойти, – в кино, в музей, парк или в другое место отдыха, – узнать, сколько стоит билет, и купить его – это существенная часть социальной адаптации.
Анализируя ход почти 3-летней работы по проекту, специалисты и сотрудники РОО «Яблочко» убеждены, что молодые люди с инвалидностью по большей части мотивированы и готовы к тому, чтобы учиться жить самостоятельно. Проблемой является то, что готовы к этому не все родители. Связь родителей со своими детьми с инвалидностью часто бывает почти неразрывной, и когда выросшие дети приходят на реабилитацию, их родители испытывают сильнейшую тревогу. Специалисты сталкиваются с тем, что родители боятся «оторвать» от себя уже взрослого ребенка, по-прежнему пытаясь постоянно контролировать его. Многие родители тревожатся по поводу того, что ест, как крепко спит их ребенок, скучает ли он без них, какое у него настроение. И в рамках работы с родителями в проекте предусмотрены беседы с психологом, налажена обратная связь.
С родителями, чьи дети проходят социально-бытовую реабилитацию, ведется обучающая и информационная работа по вопросу переноса детьми освоенных бытовых навыков в домашние условия. Для этого, как правило, родителей учат пересматривать и изменять в первую очередь свое поведение, чтобы предоставить возможность молодому человеку с инвалидностью быть самостоятельным. Ничего не делать вместо своего «беспомощного» ребенка – это очень трудно для родителя, ведь он пытается защитить его ото всех трудностей. Но у многих родителей есть потенциал для изменений, личностного роста, есть забытые, подавленные желания и возникают возможности для совершения продуманных действий и поступков для пользы ребенка, который после реабилитационного курса уже может лучше заботиться о себе, что приближает его к самостоятельности. Безусловно, многим из ментальных инвалидов даже после курсов реабилитации в дальнейшем нужна будет поддержка, сопровождение, но чем больше навыков они приобретут, тем легче будет им, когда возникнет необходимость адаптироваться в новых условиях с чужими людьми. И родителям предлагается попробовать себя в роли человека, которому остается в «наследство» взрослый ментальный инвалид. Хотели бы они, чтобы выросший ребенок остался зависимым или был человеком, способным ухаживать за собой и, возможно, мог помогать в ведении домашнего хозяйства?
Родители, чьи дети с инвалидностью маленькие и имеют еще время для обучения, должны подумать об этом и принять правильное решение.
Когда специалисты РОО «Яблочко» по комплексной реабилитации лиц с нарушением психофизического развития принимают на реабилитацию в тренировочных квартирах молодых людей, то беседуют с их родителями, часто говоря: «У вас есть 4 недели, чтобы позаботиться о себе, вспомнить, что вы у себя есть. Вы очень долго любили только своих детей, пожалуйста, начните любить и себя, вспомните о своих желаниях, своих потребностях. Чем больше вы будете заботиться о себе, тем легче вашим детям научиться жить самостоятельно».
Златогуре Елена Юрьевна
Председатель РОО содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко»,
член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике Общественной Палаты РФ,
член Совета МГАРДИ, Москва, Российская Федерация
http://yablochkoclub.jimdo.com