Реестр методов работы
Подкрепление (Reinforcement)
Краткое описание
Подкрепление – это связь между поведением и его последствиями.
Подкрепление бывает положительное и отрицательное.
Положительное подкрепление (positive reinforcement) – стимул (подкрепитель*), возникающий вследствие какого-либо поведения человека и вызывающий в будущем повторение таких реакций. Чтобы процесс положительного подкрепления состоялся, стимул должен быть привлекателен для человека.
Отрицательное подкрепление (negative reinforcement) – стимул, устранение (или снижение интенсивности) которого после поведенческой реакции человека приводит в будущем к повторению таких реакций. Для того чтобы процесс отрицательного подкрепления состоялся, необходимо присутствие какого-либо неприятного условия, избавление от которого доставляет удовольствие.
Автор метода
Беррес Фредерик Скиннер, с опорой на теории И.П. Павлова и Дж.Б. Уотсона.
Теоретическая основа метода
Радикальный бихевиоризм и теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера.
*Подкрепитель (поощрение) – всё, что может заинтересовать, завлечь ребенка, доставить ему радость, удовольствие. Подкрепители бывают разных видов. Это может быть что-то съедобное (любимая еда, то, что является лакомством); сенсорное, (например, музыкальная шкатулка, жвачка для рук, утяжелитель); материальное (предмет, игрушка); игровое (возможность поиграть в любимую игру) либо социальное (похвала, отметка, внимание).
Цели/область применения метода
Метод универсален и используется для развития любых функционально значимых для человека навыков:
- навыков коммуникации, социализации;
- бытовых навыков, самообслуживания;
- в качестве поддержки учебной мотивации, и соответственно, для развития учебных навыков;
- уменьшения частоты проявлений проблемного поведения и т.п.
Целевая группа
Возраст
Любой
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод
Любой
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно
Нет
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию
Для эффективного применения метода необходимо знание основ прикладного анализа поведения.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов
Рекомендовано прохождение сертифицированных курсов по применению ПАП.
Технология применения
Этапы применения метода
- Наблюдение за ребенком в разных ситуациях.
- Анализ происходящего.
- Подбор подкрепителей (поощрений).
- Разработка стратегии использования.
Очень важно правильно подобрать, определить поощрения, - от этого напрямую зависит успех выбранного плана.
Форма организации занятий
Индивидуально, мини-группа, группа.
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях малых группна и на исследованиях отдельных кейсов (single case study) (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
- Линч Б.М., Расмуссен Т. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / Пер. с англ // Екатеринбург: Рама Паблишинг. – 2014.
- Купер Д.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения // М.: Практика. - 2016.
- Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения // М.: Бахрах. - М. - 2015.
Дополнительные источники
- Беррес Скиннер - Оперантное поведение [Электронный ресурс], URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-biology/104070-5-berres-skinner-operantnoe-povedenie.html#book
- Вербально-поведенческий подход в АВА-терапии : Методы обучения детей с аутизмом и другими особенностями развития. — 3-е изд. / Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен ; пер. с англ. Д. Г. Сергеева ; предисл. к рус. изд. В. Г. Ромека ; предисл. М. Сандберга. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2019. — 264 с.
- Детский аутизм и ABA : ABA (Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова.— Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. — 208 с.
- Как подобрать подходящее поощрение? [Электронный ресурс] URL: https://autism-aba.blogspot.com/2013/08/selecting-reinforcers.html
- Аутизм Часть 7. (Выбор поощрений в ABA) [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=StR_XSnzeOQ