Реестр методов работы
Визуальная поддержка (Visual Supports)
Краткое описание
Визуальная поддержка — это использование зрительных стимулов (картинок, надписей, пиктограмм и т.п.) для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации (Cohen, Sloan, 2007).
Систематизировали и описали методы визуальной поддержки Марлен Коэн (Marlene J. Cohen), Донна Слоан (Donna L. Sloan), Питер Герхардт (Peter F. Gerhardt).
В основе метода визуальной поддержки лежит использование наглядных средств, которые позволяют быстрее и эффективнее осуществлять обмен информацией с людьми с РАС, у которых зрительное восприятие развито лучше, чем аудиальное. Особенно высокую значимость визуальные средства имеют для людей с РАС, у которых отсутствует или нарушено понимание речи, так как позволяют им понять последовательность событий, их место и время, правила, взаимосвязи между предметами, явлениями, событиями, а также выразить свои желания и потребности (Коэн, Герхардт, 2018).
Применение методов визуальной поддержки в обучении детей с РАС опирается на данные о повышении эффективности запоминания информации, одновременно воспринимаемой с помощью как зрительного, так и слухового анализаторов (Sousa, 2016).
Методы визуальной поддержки:
- визуальное расписание — серия картинок, надписей или предметов, которые отображают последовательность событий или действий, которые необходимо выполнить (McClannahan, Krantz 1999);
Формы визуального расписания:
- визуальная опора «сначала — потом»: простейшее расписание, состоящее из двух граф с подписями «сначала» и «потом», под которыми располагаются два события: действие, которое необходимо выполнить сначала, и поощрение, которое можно получить после выполнения действия;
- последовательность событий: расписание, которое демонстрирует последовательность предстоящих событий (например, умыться, одеться, позавтракать, пойти гулять...) или этапов деятельности (например, на уроке: чтение учебника, работа в тетради, зарядка, ответы на вопросы);
- поведенческая цепочка: визуальная последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достигнуть целевого результата (например, цепочка «Мыть руки»: поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, мылить руки, смыть мыло под краном, закрыть кран, вытереть руки полотенцем);
- календарь: таблица с датами, в которую можно внести предстоящие события и последовательность событий в течение дня;
- визуализация времени — отображение временных промежутков с помощью наглядных средств: таймеров, календарей и пр.;
- визуальные правила — наглядное отображение правил поведения в определенной ситуации или в определенном месте;
- визуальные подсказки, регулирующие поведение — визуальные сигналы, жестовые или графические, сообщающие о необходимости выполнить правило в данный момент или в конкретном месте;
- использование изображений, цветовой маркировки, указателей, с целью облегчения ориентировки в пространстве и повышения самостоятельности;
- системы альтернативной коммуникации, например, PECS или язык жестов;
- жетонные системы — системы подкрепления награждением жетонами, которые в последствии можно обменять на вещи, предметы или привилегии (Aylon, Michael, 1959, Aylon, 1963);
К методам визуальной поддержки также относят видеомоделирование, социальные истории и др. (МакКланахан, Крантц, 2003; Фрост, Бонди, 2011; Коэн, Герхардт, 2018)
Цели/область применения метода
Методы визуальной поддержки используются для:
- Развития коммуникации, речевых навыков, саморегуляции, социализации, самообслуживания
- улучшения ориентировки в пространстве и времени
- повышения мотивации и др.
Использование методов визуальной поддержки снижает тревожность и частоту проявления нежелательного поведения (Фрост, Бонди, 2011).
Целевая группа
Методы визуальной поддержки могут применяться при работе с людьми любого возраста и уровня развития.
Технология применения
Этапы применения метода:
- определение потребностей ученика и особенностей восприятия,
- разработка стратегий и выбор методов визуальной поддержки,
- подбор визуальных средств (картинок, фотографий, предметов и др.),
- тестирование понятности визуальных средств,
- применение визуальных методов поддержки,
- оценка эффективности визуальной поддержки.
Занятия могу проводиться индивидуально или в группе (Фрост, Бонди, 2011; Коэн, Герхардт, 2018).
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях малых групп и отдельных кейсов (Steibrenner et al, 2020).
Источники, использованные при описании метода
- Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – 2018.
- МакКланахан Л., Крантц П. Расписание для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. - М.: СигналЪ, 2003.
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов //М.: Теревинф. – 2011.
- Cohen M. J., Sloan D. L. Visual supports for people with autism: A guide for parents and professionals. – Woodbine House, 2007.
- Cohen M. J., Gerhardt P. F. Visual supports for people with autism: A guide for parents and professionals. – Woodbine House, 2014.
- Picture Exchange Communication System (PECS) [Электронный ресурс] URL: https://pecs.com/picture-exchange-communication-system-pecs/
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
Дополнительные источники
- Визуальное расписание // Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения г. Пскова [Электронный ресурс] URL: http://clp.pskov.ru/novosti/vizualnoe-raspisanie
- Вопрос-ответ. Как использовать визуальную поддержку при аутизме? Как использовать визуальную поддержку при аутизме? // Фонд Выход [Электронный ресурс] URL: https://outfund.ru/chto-takoe-vizualnye-raspisaniya-dlya-rebenka-s-autizmom/
- Вопрос-ответ. Что такое визуальные расписания для ребенка с аутизмом?// Фонд Выход [Электронный ресурс] URL: https://outfund.ru/chto-takoe-vizualnye-raspisaniya-dlya-rebenka-s-autizmom/
- Гайдукевич С. Е. и др. Обучение и воспитание детей в условиях Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей //Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка. – 2008.
- Грей К. Социальные Истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом //Екатеринбург: Рама Паблишинг. – 2018.
- Довбня С. и др. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью //СПб.: Сеанс. – 2018.
- Загуменная О. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – 2017.
- Морозова С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – Litres, 2017.
- Хаустов А. В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра //Аутизм и нарушения развития. – 2009. – Т. 7. – №. 1. – С. 1-12.
- Шибутани М. 100 историй о правилах общения и безопасного поведения. Иллюстрированное пособие //Екатеринбург: Рама Паблишинг. – 2020.
- Dettmer S. et al. The use of visual supports to facilitate transitions of students with autism //Focus on autism and other developmental disabilities. – 2000. – Т. 15. – №. 3. – С. 163-169.
- Hayes G. R. et al. Interactive visual supports for children with autism //Personal and ubiquitous computing. – 2010. – Т. 14. – №. 7. – С. 663-680.
- Johnston S. et al. The use of visual supports in teaching young children with autism spectrum disorder to initiate interactions //Augmentative and Alternative Communication. – 2003. – Т. 19. – №. 2. – С. 86-103.