Реестр методов работы
Задержка по времени (Time Delay)
Краткое описание
Временная задержка между инструкцией учителя (или естественным сигналом для реакции) и предоставлением подсказки.
Сначала подсказка дается мгновенно после инструкции, но при последующем обучении подсказка задерживается на несколько секунд, для того, что бы реакция опередила подсказку. Если в эти мгновения появляется реакция - значит, отпадает потребность в подсказке. Если же реакции не происходит - значит снова дается подсказка.
Тактика задерживания подсказки может быть применена к подсказке любого вида.
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод:
Развитие самостоятельности ученика
Конкретные навыки, на которые направлен данный метод:
предотвращение возникновения зависимости от подсказок
Целевая группа
Возраст:
Без ограничений
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
Любой
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию:
Базовое образование в области ABA.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов
Прохождение курсов RBT или 1 модуля АВА-курсов.
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий - кратко)
- Моментальная подсказка (задержка 0 секунд)
Учитель дает подсказку сразу же после предъявления инструкции.
Например, учитель хлопает (моделирование) в тот момент, когда он дал инструкцию «хлопай».
Учитель указывает на правильный ответ (указательный жест) сразу же после того, как попросил ребенка указать на определенную картинку.
Учитель берет мыло руками ребенка и начинает намыливать руки ребенка (полная физическая подсказка) сразу же после инструкции «вымой руки».
- Задержка 1 секунда
Учитель делает паузу в 1 секунду после предъявления инструкции и лишь затем дает подсказку.
- Задержка 2, 3 или 4 секунды
Учитель ждет 2 (затем 3, затем 4) секунды после предъявления инструкции и лишь затем дает подсказку.
- Задержка 5 секунд
Учитель ждет 5 секунд после предъявления инструкции. Этот уровень интенсивности подсказки должен привести к самостоятельному ответу, так как у ребенка достаточно времени для правильной реакции.
Перед работой на этом уровне интенсивности подсказки (с задержкой 5 секунд) необходимо провести тщательную тренировку навыка с использованием более интенсивных подсказок (моментальной, с задержкой 1, 2, 3 и 4 секунды).
Как правило, если обучение навыку ведется эффективно, ребенок начинает правильно выполнять инструкцию на этапе задержки подсказки в 3 или 4 секунды. То есть самостоятельная реакция произойдет в течение первых 2-3 секунд.
Форма организации занятий (инд/групп)
Индивидуально
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020).
Источники, использованные при описании метода
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
Дополнительные источники
- Ю.Эрц, О.Мелешкевич, «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с РАС и другими особенностями развития». – Самара: ИД «Бахрах-М», 2015.
- 5 Things You Need to Know About Time Delay Prompt Fading [Электронный ресурс]. URL: https://autismclassroomresources.com/5-things-you-need-to-know-about-time/
- Using Time Delay to Fade Prompting [Электронный ресурс]. URL: http://theautismhelper.com/use-time-delay-prompt/