Реестр методов работы
Использование подсказок (Prompting)
Краткое описание
Подсказка – это вербальная, физическая, жестовая или другая помощь, которая предоставляется ученику, для того чтобы увеличить вероятность продуцирования правильных реакций.
Теоретическая основа использования обучающих подсказок была сформулирована Ч.Б. Ферстером и Б.Ф. Скиннером в рамках исследований наиболее эффективных методовобучения.
Выделяются следующие виды обучающих подсказок:
Физическая подсказка
Движения рук ребенка корректируются руками педагога.
Различают следующие уровни физической подсказки:
- полная физическая подсказка, или подсказка «рука на руке». Педагог делает все действия сам, используя руки ребенка.
- частичная физическая подсказка. Педагог частично помогает ребенку правильно ответить.
Вербальная подсказка
Моделирование правильного ответа –демонстрация педагогом того, что должен сказать ребенок.
По уровню интенсивности вербальной подсказки выделяют:
- полную вербальную подсказку — произнесение всей фразы или слова,
- частичную вербальную подсказку — частичное произнесение слова или фразы.
Жестовая подсказка
Педагог жестом показывает ученику, что нужно сделать (Мелешкевич, Эрц, 2014).
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод:
Развитие самостоятельности в выполнении ребенком изучаемого действия.
Данный метод является универсальным (Мелешкевич, Эрц, 2014)
Целевая группа
Возраст применения:
С раннего до взрослого возраста.
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
Без ограничений.
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
Без ограничений (Мелешкевич, Эрц, 2014).
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть):
- специальное (дефектологическое) образование,
- психолого-педагогическое,
- психологическое,
- педагогическое.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов
Данный метод допустим для применения специалистами с педагогическим, специальным (дефектологическим) и психологическим образованием. Однако, так как наиболее подробно он описан в концепции прикладного анализа поведения, рекомендуется прохождение курсов не ниже уровня RBT (специалист базисного уровня) и использование метода под руководством куратора и супервизора.
Также применение данного метода возможно родственниками ребенка, нянями под руководством специалиста в рамках разработанных программ обучения (Эрц «Аутизм и АВА-терапия»).
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий - кратко)
- Дать ребенку инструкцию.
- Незамедлительно дать подсказку.
- Как только ребенок выполняет нужное действие, дать поощрение.
- Уменьшение подсказки. Далее, в процессе обучения новому навыку, постепенно снижается степень помощи, до тех пор пока ребенок не научится выполнять изучаемое действие полностью самостоятельно (Мелешкевич, Эрц, 2014).
Форма организации занятий
Универсальный метод для любой формы обучения
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
- Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М. – 2014.
- A Complete Guide For Using Prompts To Teach Individuals With Special Needs [Электронный ресурс]. URL: https://www.friendshipcircle.org/blog/2013/04/22/a-complete-guide-for-using-prompts-to-teach-individuals-with-special-needs/
- A complete guide for using prompts to teach individuals with special needs. [Электронный ресурс] URL: www.friendshipcircle.org/blog/2013/04/22/a-complete-guide-for-using-prompts-to-teach-individuals-with-special-needs/
Дополнительные источники
- Аутизм и АВА-терапия. Обязанности АВА-тераписта [Электронный ресурс]. URL: https://autism-aba.blogspot.com/p/guidelines-for-choosing-aba-therapist.html
- Вебинар: "Безошибочное обучение с использованием подсказок" (методами АВА-терапии) [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/xic2JALh6pw