Реестр методов работы
Гашение/прекращение усиления (Extinction)
Краткое описание
Гашение - это прекращение предоставления подкрепления за нежелательное поведение, которое ранее подкреплялось.
Процедура гашения осуществляется после определения функции нежелательного поведения и, как правило, совмещается с тренингом функциональной коммуникации и дифференциальным подкреплением желательного поведения (Мелешкевич, Эрц, 2014).
Цели/область применения метода
Уменьшение вероятности появления нежелательных форм поведения в будущем (Мелешкевич, Эрц, 2014)
Целевая группа
Возраст применения:
С раннего до взрослого возраста
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
Без ограничений
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
Без ограничений (Мелешкевич, Эрц, 2014)
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию
- Специальное (дефектологическое) образование;
- Психолого-педагогическое образование;
- Психологическое образование;
- Педагогическое образование;
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов
Данный метод допустим для применения специалистами с педагогическим, специальным (дефектологическим) и психологическим образованием. Однако, так как наиболее подробно он описан в концепции прикладного анализа поведения, рекомендуется прохождение курсов не ниже уровня RBT (специалист базисного уровня) и использование метода под руководством куратора и супервизора.
Также, применение данного метода возможно родственниками ребенка под руководством специалиста в рамках разработанных программ обучения (Ю. Эрц, Аутизм и АВА-терапия).
Технология применения
После определения функции поведения необходимо выбрать форму гашения, которая будет применяться в работе с конкретным поведением.
Например, если функция нежелательного поведения - привлечение внимание, то взрослый человек должен перестать предоставлять внимание после нежелательного поведения, тем самым устранив подкрепление или если функция нежелательного поведения - избегание деятельности (например, выполнения уроков), необходимо продолжать выполнение запланированных действий.
Важно отметить, что во время применения процедуры гашения возникает спонтанное усиление нежелательного поведения («поведенческий взрыв»), которое при продолжении работы сменяется угасанием нежелательных реакций (Special Learning Inc., 2017)
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
- Детский аутизм и ABA : ABA (AppliedBehaviorAnalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова.— Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. — 208 с.
- О. Мелешкевич, Ю. Эрц Особые дети. Введение в прикладной анализ (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития Самара: Бахрах-М, 2014. – 208 с.
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
Дополнительные источники
- http://www.educateautism.com/applied-behaviour-analysis/extinction-procedure-aba.html
- https://www.iloveaba.com/2011/12/extinction-procedures.html
- https://www.special-learning.com/article/extinction#:~:text=Extinction%20refers%20to%20a%20procedure,negative%20(or%20problem)%20behaviors.