Реестр методов работы
Обучение отдельными блоками (Discrete trial training)
Краткое описание
Метод обучения отдельными блоками (DTT) – методика, в которой единицей обучения является отдельный блок (trial). Блок состоит из инструкции, реакции (ответа ученика) и последствия - терапевт вознаграждает успешное выполнение инструкции, а в случае неуспеха использует процедуру коррекции ошибки. На этапе освоения навыка в блок включается подсказка. В ходе обучения один и тот же блок повторяется несколько раз подряд. Метод DTT был разработан И. Ловаасом (Lovaas, 1987) в Калифорнийском Университете в ЛосАнджелесе (UCLA). Теоретической основой метода обучения отдельными блоками (DTT) является прикладной анализ поведения.
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод
- Сфера социального взаимодействия
- Сфера коммуникации
- Когнитивная сфера
Конкретные навыки, на которые направлен данный метод
- Поведение слушателя (восприятие речи на слух, установление глазного контакта с говорящим, выполнение инструкции, просьбы и др.);
- Имитация;
- Соотнесение объектов и их изображений;
- Различение объектов по функциям, характеристикам, качествам (ФХК);
- Разговорные навыки (запрос, комментирование, вопросы-ответы);
- Навыки игры;
- Навыки социализации (взаимодействие со сверстниками, выражение эмоций и др.);
- Базовые учебные навыки (письмо, чтение, арифметика).
Целевая группа
Возраст:
Метод DTT может применяться, начиная с 2-х летнего возраста, обучение может продолжаться от двух до шести лет. Данный метод редко используется для обучения взрослых людей.
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
Как правило, использование метода рекомендовано для обучения маленьких детей или низко-функциональных детей с РАС.
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
Высокий уровень функционирования.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию:
Особых требований к квалификации нет.
Метод DTT может применять не только специально обученный поведенческий специалист, но и родители, учителя или другие люди, ответственные за социальное развитие ребенка, его образование и воспитание.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:
Обучение методу DTT осуществляется в рамках прикладного анализа поведения. Данных о том, что родители или другие специалисты должны получать сертификат по DTT, нет. Но консультации с более опытным специалистом (куратором, супервизором) крайне желательны.
Технология применения
Этапы применения метода:
Основные компоненты метода: дискриминационный стимул (SD) - последовательность подсказок по определенной схеме (при необходимости) - целевое поведение - поощрение - короткий интервал перед следующим заданием.
- Привлечение внимания ребенка (сосредоточенность ребенка на задании).
- Подача инструкции терапевтом (учителем).
- Подсказка (при необходимости)
- Реакция ребенка на инструкцию (ответ).
- Предоставление последствия на ответ (подкрепление правильной реакции или коррекция ошибки)
- Короткий интервал (2-5 сек.) - время между последствием и началом следующего блока
Форма организации занятий (инд/групп)
DTT обычно проводят в формате индивидуального занятия, один на один. Ряд исследований показали успешные результаты внедрения DTT для обучения в формате группы (Leaf et al., 2013; Taubman et al., 2001).
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
- Lovaas, O. Ivar (1987). "Behavioral treatment and normal educational and intellectual functioning in young autistic children". Journal of Consulting and Clinical Psychology. 55(1): 3–9. doi:10.1037/0022-006x.55.1.3. ISSN 1939-2117.
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
Дополнительные источники
- Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения //М.: Бахрах-М. – 2015
- Лиф Р., Макэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме //М.: ИП Толкачев. – 2016
- Lang R., Hancock T. B., Singh N. N. Overview of early intensive behavioral intervention for children with autism //Early intervention for young children with autism spectrum disorder. – Springer, Cham, 2016. – С. 1-14
- Waltz M. Autism: A social and medical history. – Springer, 2013
- Lerman D. C., Valentino A. L., LeBlanc L. A. Discrete trial training //Early intervention for young children with autism spectrum disorder [Электронный ресурс]. URL: http://aba.nsu.ru/wp-content/uploads/2016/10/OBUCHENIE-OTDEL%60NYIMI-BLOKAMI-DTT.pdf