Реестр методов работы
Сенсорная интеграция Айрес (Ayres Sensory Integration®)
Краткое описание
Определение метода, если есть, в соответствии с источником (ссылка)
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это организация, упорядочивание ощущений, необходимое для работы мозга; определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От того, насколько развита данная способность, во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Поэтому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители (Дефектология проф).
Автор (родоначальник) метода (практики)
Энн Джин Айрес, доктор философии, американский эрготерапевт, психолог и педагог
Теоретическая основа
Данный подход принимает во внимание нейробиологическую способность человека обрабатывать и интегрировать сенсорную информацию и изучает, как именно эта способность позволяет человеку планировать действия, чтобы обретать максимальную свободу в разных обстоятельствах (Айрес, 2009).
Метод сенсорной интеграции позволяет объяснить, почему конкретный человек ведет себя так, а не иначе; спланировать индивидуальную программу занятий, направленную на преодоление определенных затруднений; спрогнозировать, как в результате коррекции будет изменяться поведение (Варенова, 2020).
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод
ASI® нацелена на развитие способности человека обрабатывать и внутренне интегрировать сенсорную информацию, поступающую от разных каналов (от тела, от окружающей среды, включая визуальную, слуховую, тактильную, проприоцептивную и вестибулярную информацию) (Айрес, 2009).
Конкретные навыки, на развитие которых направлен данный метод
Улучшение сенсорной обработки и моторного планирования, адаптивного поведения.
У ребенка:
- возникает положительный эмоциональный фон, преодолеваются нарушения в эмоционально-волевой сфере;
- повышается интерес к исследовательской деятельности;
- развиваются когнитивные процессы;
- совершенствуются моторные навыки;
улучшаются навыки коммуникации и взаимодействия (Манелис Н.Г., 2018).
Целевая группа
Возраст
Нет ограничений по возрасту
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод
Нет ограничений по уровню развития
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно
При проведении занятий, направленных на развитие сенсорной интеграции у ребёнка, следует учитывать некоторые рекомендации и ограничения (Манелис Н.Г., 2018).
При наличии у ребенка эпиактивности и при судорожных состояниях не рекомендуется использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку.
При работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) педагогу необходимо исключить элементы активной стимуляции.
При повышенной тревожности у ребенка следует заранее предупреждать его о переходах от одного стимула к другому.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть)
Специалисты помогающих профессий: эрготерапевты, логопеды, физические терапевты, психологи, дефектологи, прошедшие дополнительное обучение по направлению сенсорной интеграции.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов
Разработана программа сертификации по методу «Сенсорная интеграция Айрес (CASI)».
Обучение методу сенсорной интеграции Айрес (ASI).
Программа обучения имеет гибридную форму, она состоит из 6 модулей, совмещающих удобство самостоятельного онлайн-обучения с очным/онлайн обучением под руководством наставника.
Каждый модуль предусматривает 30 часов обучения, включая задания, в общей сложности - 180 часов для всей программы (Программа обучения Сенсорной Интеграции Айрес).
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий – кратко)
Метод сенсорной интеграции (СИ) предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух глобальных направлениях (Ассоциация специалистов сенсорной интеграции):
- Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними. Адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с сенсорной дисфункцией.
- Развитие способов полисенсорного восприятия предполагает, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений: зрительных, слуховых, тактильных и др., во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений: синтезу информации, поступающей от различных органов чувств.
Этапы работы с применением метода СИ
- Диагностика особенностей функционирования сенсорных систем (Манелис Н.Г., 2018).
- Составление индивидуальной программы занятий на основе анализа сенсорного профиля (индивидуальный подбор игр и занятий с учётом выявленных особенностей). Рекомендации для родителей по подбору, обустройству и правильному использованию развивающей среды дома.
- Проведение занятий по сенсорной интеграции. Занятия проводятся специалистами в оборудованной комнате (зале) с зонированным пространством.
Примерный перечень оборудования (Дефектология Проф):
- гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.);
- шведская стенка, комплексы спортивно-игрового назначения;
- «сухие» бассейны, водяные матрасы и батуты;
- веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы;
- утяжеленные одеяла и подушки;
- шуршащие яркие предметы (разных цветов и форм);
- лотки с предметами с наполнением для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.);
- бизиборды, бизикубы, бизидомики;
- развивающие коврики, столы;
- световое и звуковое оборудование и т.п.
Технология применения (примеры)
- Видеофильм «В клинике с доктором А. Джин Айрес | Фонд расстройств сенсорной обработки» https://youtu.be/Haw5m3Zxvy4
- Мария Шапиро о сенсорной интеграции (аутизм-коррекция) https://youtu.be/GvrASP7DzsI
Источники, использованные при описании метода
- Ассоциация специалистов сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция и мы [Электронный ресурс] URL: https://sensoricinru.wordpress.com/ (дата обращения: 27.04.2023).
- Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес [пер. с англ. Ю. Даре]. М. : Теревинф, 2009.
- Варенова Т.В. Метод сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе. Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/53108/1/Варенова%20-%20УMК_Сенсорная%20интеграция_2020.pdf (дата обращения: 26.04.2023).
- Дефектология проф. Сенсорная интеграция – современная методика развития ребёнка [Электронный ресурс] URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sensornaya_integracziya_sovremennaya_metodika_razvitiya_rebyonka/ (дата обращения: 27.04.2023).
- Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие /Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.
- Программа обучения Сенсорной Интеграции Айрес (ASI) [Электронный ресурс] URL: https://sensory-integration-russia.ru/ (дата обращения: 27.04.2023).
- Hume K. et al. Evidence-based practices for children, youth, and young adults with autism: Third generation review // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021, vol. 51, no. 11, pp. 4013-4032.
Дополнительные источники
- Банди А. Сенсорная интеграция: теория и практика [Электронный ресурс] URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/sensornaya_integraciya_bandi.pdf (дата обращения: 27.04.2023)
- Вебинар: Сенсорная интеграция – эффективный подход в работе с трудностями поведения https://www.youtube.com/watch?v=7TPJdv8Hk0s&t=2s
- «Шесть чувств» – сенсорное развитие ребёнка дома, на улице, на даче, в сенсорном саду: методические рекомендации для родителей / под ред. В.А. Бронникова. Пермь: ГБУ ПК «ЦКРИ», 2020. – 66 с.
- Роль сенсорной интеграции в реабилитации детей с речевыми и психическими нарушениями в практике отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ»: учебно-методическое пособие / Т.Е. Ефремова, И.А. Сафонова, А.М. Лобанова [и др.]; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, ФПК и ППС, кафедра неврологии и нейрохирургии с курсом мануальной терапии и рефлексотерапии. Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2020. 36 с.