Реестр методов работы
Сенсорная диета (Sensory Diet)
Краткое описание
Сенсорная диета является тщательно структурированным индивидуализированным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течение дня. Включает комбинацию возбуждающих, организующих и успокаивающих мероприятий, направленных на стимуляцию определённых сенсорных систем.
Сенсорная диета подстраивается под расписание и особенности каждой конкретной семьи. Сенсорная диета приносит эффект, когда эрготерапевт, семья и сад/школа работают во взаимодействии.
Автор (родоначальник) метода (практики): Lindsey Biel, Nancy Peske, 2014.
Концепция, подход, методология, лежащая в основе метода (практики) – теоретическая основа: Теория сенсорной интеграции Джин Айрес (Lindsey Biel, Nancy Peske, 2014).
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод
Минимизация воздействия раздражителей, приводящих к возникновению неприятных ощущений (проприоцептивных, вестибулярных, тактильных, слуховых, визуальных, обонятельных, вкусовых). Предоставление ребенку необходимых сенсорных ощущений, чтобы справиться со стрессом и уменьшить потребность в аутостимуляции.
Конкретные навыки, на развитие которых направлен данный метод
- Развитие способности переносить незнакомые ощущения, быть терпеливыми в сложных ситуациях
- Развитие способности регулировать настороженность и увеличивать объем внимания
- Ограничение сенсорного поиска и ухода в самостимуляции
- Развитие способности воспринимать любые изменения, минимизируя стресс (Lindsey Biel, Nancy Peske, 2014)
Целевая группа
Возраст
Нет ограничений по возрасту
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод
Нет ограничений по уровню развития
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно
У ребенка отсутствуют такие проявления нарушений сенсорной интеграции как сенсорная дефензивность (гиперчувствительность), пониженная сенсорная чувствительность, сенсорная перегрузка, модулирующая стимуляция (возбуждение) (Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные аспекты аутизма // Аутизм и нарушения развития, 2016. Т. 14. № 3 (52). С. 42-48.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть)
Образование в области адаптивной физической культуры, физической реабилитации, психологическое, педагогическое образование, медицинское образование.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов
Сертифицированные курсы в области эрготерапии, сенсорной интеграции не менее 50-ти часов.
Клинический опыт (обязательная практика под руководством квалифицированного специалиста) не менее 3-4 месяцев.
Документы, подтверждающие, что подготовка, знания и опыт специалиста соответствуют современному уровню развития дисциплины (участие в конференциях, курсах повышения квалификации и др.) (Айрес Э.Дж., 2018).
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий – кратко)
- Выявление и оценка особенности функционирования сенсорных систем ребенка (методика «Сенсорный профиль» О.Б. Богдашиной).
- Анализ сенсорного профиля. Выявление особенностей ребенка.
- Составление программы сенсорной диеты: подбор и реализация различных форм активности, обеспечивающих воздействие на ту или иную сенсорную сферу.
- Когда ребенок имеет повышенную чувствительность к сенсорным стимулам, - создание благоприятной сенсорной среды и защита ребенка от неприятных для него ощущений.
- Когда ребенок имеет недостаточную чувствительность к сенсорным стимулам, - расширение сенсорного опыта, развитие сенсорных систем.
- Ребенку с выраженным самостимулирующим поведением предоставляется возможность получать те же самые ощущения приемлемым способом во время занятий; в течение дня увеличивается количество занятий, обеспечивающих воздействие на ту или иную сенсорную сферу (Н.Г. Манелис, Ю.В. Никитина, Л.М. Феррои, О.П. Комарова, 2018)
Форма организации занятий: индивидуальные
Технология применения (примеры)
Видео/фото применения:
Сенсорная диета как метод помощи детям с проблемами саморегуляции (https://youtu.be/4WAsewQfwUQ)
Игрушки и оборудование для сенсорной диеты: (https://www.sensorysmarts.com/toys_and_equipment.html)
- Пример использования практики
Пример сенсорной диеты в течение дня:
- Массаж (глубокие надавливания)/массаж-вибрация рук, спины, ног.
- «Глубокое» ощущение тела: прыжки, падение на подушки, обмотка одеялом, пледом.
- Проприоцептивная стимуляция: толкание или перетаскивание (подъем) тяжелых вещей, поднятие и опускание бутылок с водой, растягивание резинок.
- Вестибулярная стимуляция: движение тела в воздухе – сильное раскачивание на качелях, гамаке линейно и с закрутками.
- Стимуляция ротовой полости: жевание сухофруктов и пр. Упражнения рекомендуется выполнять каждые 2-3 часа в течение 2-5 минут, но не более 10 мин.
Дополнительно – сдавливание суставов 3 раза в день, желательно перед действием, которое требует концентрации внимания (Lindsey Biel, 2008).
Источники, использованные при описании метода
- Lindsey Biel, Nancy Peske. Что такое сенсорная диета. Перевод Архиповой С. Для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции, 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.sensint.ru/sites/default/files/sensory_diet_activities_rus.pdf (Дата обращения: 6.02.2023)
- Lindsey Biel. Sensory Diet Activities for Children, 2008 [Электронный ресурс] URL: https://www.sensorysmarts.com/sensory-diet.pdf (Дата обращения: 06.02.2023)
- Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. 5-е изд. М.: Теревинф, 2018. 272 с
- Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные аспекты аутизма. Перевод с английского Л.Г. Бородиной. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14 № 3 (52). С. 42-48. doi:10.17759/autdd.2016140304
Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие / Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.
Дополнительные источники
- Косински К. Эрготерапия для детей с аутизмом: эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. 186 с.
- Что означает термин «сенсорная диета», 2014 [Электронный ресурс] URL: https://sensint.ru:8443/lib/chto-oznachaet-termin-sensornaya-dieta (Дата обращения: 6.02.2023)