Реестр методов работы
Тренинг функциональной коммуникации (Functional Communication Training)
Краткое описание
Тренинг функциональной коммуникации – это процедура, направленная на замещение нежелательного поведения, имеющего коммуникативную функцию, приемлемыми способами коммуникации с той же функцией (Купер Д.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. М.: Практика. 2016).
Тренинг осуществляется после определения функции поведения, включает методы дифференциального подкрепления и процедуру гашения.
Авторы метода: Карр и Дюран (Carr & Durand).
Функциональный коммуникативный тренинг (FCT) основан на теории обучения и на принципах прикладного анализа поведения (АВА).
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод: Уменьшение проявлений нежелательного поведения
Конкретные навыки, на которые направлен данный метод
Проявлять собственную инициативу (получать или избегать) с помощью приемлемой коммуникации:
- Выражать отказ.
- Выражать просьбу о получении желаемого, в том числе просьбу о помощи и перерыве
Целевая группа
Возраст: от трех лет и старше
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть): Высшее образование
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов: Подготовка в области прикладного анализа поведения для психологов, дефектологов и других специалистов
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий - кратко)
Программа тренинга функциональной коммуникации состоит из пяти этапов:
- Описание проблемного поведения.
- Выявление функции проблемного поведения.
- Определение замещающего поведения.
- Обучение замещающему поведению.
- Закрепление замещающего поведения.
Например, каждый раз, когда Миша видит в руках Феди игрушку, которая ему нравится, он бьёт Федю и забирает игрушку.
Замещающее поведение: научить Мишу просить игрушку и ждать ответа.
- Замещающее поведение должно быть:
- - простым в выполнении,
- таким, чтобы его можно было легко выучить,
- - понятным для окружающих.
Детей, владеющих устной речью, как правило, учат использовать слова или фразу. При отсутствии устной речи или в тех случаях, когда она мало понятна окружающим, используют альтернативные способы коммуникации, например, жесты, обмен карточками с изображениями, устройства, генерирующие речь, и так далее.
Обучение ФК проводится дома и в общественных местах (в школе, детском саду). Важно обучать навыкам, которые подкрепляются в естественной среде, так как это способствует генерализации и устойчивости результатов вмешательства.
Tiger Jeffrey H., Hanley Gregory P., Bruzek Jennifer. Functional Communication Training: A Review and Practical Guide, Behav Anal Pract. 2008 Spring; 1(1): 16-23; https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2846575/
Форма организации занятий (инд/групп)
Индивидуально
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях малых групп и отдельных кейсов (Steibrenner et al, 2020).
Источники, использованные при описании метода
- Carr E.G., & Durand V.M. (1985). Reducing behavior problems through functional communication training. Journal of Applied Behavior Analysis, 18(2), 111-126.
- Карр Э.Г., Дюран В. Снижение проблем поведения посредством функционального коммуникативного обучения. Журнал прикладного анализа поведения. 1985.
- Nadel J. Imitation et communication chez l’enfant autiste et le jeune enfant prelangagier. In J.Hochman and P.Ferrari (eds) Imitation et Identification chez l’Enfant Autiste. Paris: Bayard, 1992 (в: Trevarthen C. et al, 1998).
- Дюран В. Тренинг функциональной коммуникации с использованием вспомогательных устройств: Рекрутинг естественных сообществ подкрепления. Журнал прикладного анализа поведения,1999.
- Symons F.J., Thompson A., & Rodriguez M.C. Self-injurious behavior and the efficacy of naltrexone treatment: A quantitative synthesis. Mental Retardation and Developmental Disabilities Rese.
- Хэнли Г.П., Хиль Н.А., Тайгер Дж.Х., Ингварссон Е.И. Оценка общеклассовой педагогической программы развития жизненных навыков дошкольников. Журнал прикладного анализа поведения,2007. arch Reviews. 2004.
- Tiger, Jeffrey H., Hanley, Gregory P., Bruzek, Jennifer. Functional communication training: A Review and Practical Guide, Behav Anal Pract. 2008 Spring; 1(1): 16–23.
- Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст]: / Роберт Шрамм; Пер. с англ. 3. Измайловой-Камар; Науч. ред. С. Анисимова. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. 208 с.
- Ольга Мелешкевич, Юлия Эрц. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2014. 208 с.
- Веденина М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с утизмом [Электронный ресурс] / М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики, 2014. №19. Электрон. ст. Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzor-osnovnyh-zarubezhnyh-podhodov-k
- Durand V.M., & Moskowitz L.J. (2016). Understanding functional communication to treat self-injurious behavior. In S.M. Edelson & J.B. Johnson (Eds.), Understanding and treating self-injurious behavior in autism: A multi-disciplinary perspective (186-197). London & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers.
- Quest K. (2016). Using functional communication training to reduce self-injurious behavior. The Reporter, 21(14).
- Джон О. Купер, Тимоти. Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. Под редакцией Н.Н. Алипова. Научный консультант перевода: З.Х. Измайлова-Камар. М.: Практика, 2016.
- С.Д. Шабалина. Коммуникативный тренинг как форма интерактивного обучения // Вестник Югорского Государственного университета, 2016. Выпуск 1 (40).
- Шаповалова Ольга. Введение в прикладной анализ поведения: Практика, 2020.
Дополнительные источники
Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2007. 35 с.
Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. М.: ЦПМССДиП, 2010. 84 с
Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125 с.