Реестр методов работы
Моделирование (Modeling)
Краткое описание
Определение метода, если есть, в соответствии с источником (ссылка)
Моделирование - демонстрация желаемого целевого поведения, которая приводит к имитации этого поведения учеником, что, в свою очередь, ведет к овладению этим поведением. Часто сочетается с другими поведенческими стратегиями, такими как подсказки и поощрение.
Моделью может послужить как реальный человек (модель in-vivo), так и видеозапись (видеомоделирование), звуковая запись (аудиомоделирование). (Аутизм энциклопедия).
Теоретической основой метода является прикладной анализ поведения.
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод
- Улучшение коммуникативных и социальных навыков.
- Улучшение моторных навыков.
- Улучшение игровых навыков.
- Улучшение академических навыков.
Целевая группа
Возраст
Начиная с раннего до взрослого возраста
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод
Сформированный навык имитации.
Также важна способность ученика удерживать внимание: чтобы повторить поведение, он должен посмотреть на того, кто демонстрирует образец.
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно
Отсутствие навыков имитации.
Технология применения
Этапы применения метода:Педагог демонстрирует ученику личный, видео- или аудиопример целевой реакции и поощряет в случае успеха.
Форма организации занятий: Индивидуально или в группе.
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
- Modeling - Autism/Moderate and Severe Disabilities (Электронный ресурс) URL: https://louisville.edu/education/abri/primarylevel/modeling/autism_msd
- Striefel S. How to teach through modeling and imitat ion. – H & H Enterprises, 1981.
- Моделирование (Электронный ресурс) URL: https://encyclopedia.autism.help/terms/modelirovanie
- Мелешкевич О.М., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Издательский Дом «Барах-М», 2017.