Реестр методов работы
Блокировка и перенаправление реакций (Response Interruption/Redirection, RIR)
Краткое описание
Определение метода, если есть, в соответствии с источником (ссылка)
Заключается в переключении нежелательного поведения на желаемое поведение или реакцию путем использования подсказок, комментирования или других дистракторов, которые предоставляются в момент возникновения проблемного поведения. Дает возможность направить внимание и деятельность ребенка на ситуацию, которая является более приемлемой или управляемой. Помогает остановить или избежать эскалации проблемной ситуации.
Концепция, подход, методология, лежащая в основе метода (практики) – теоретическая основа
Теоретической основой метода является прикладной анализ поведения
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод
- Снижение частоты нежелательного поведения
Конкретные навыки, на которые направлен данный метод
- Снижение частоты самоповреждающего поведения
- Снижение частоты самостимуляций
- Обучение альтернативным формам поведения вместо нежелательного
Целевая группа
Возраст
Начиная с 3 лет и далее
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод
Любой
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть)
Образование в области прикладного анализа поведения
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов
Не менее 3х модулей АВА курсов (т.к. проводится процедура функционального анализа)
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий - кратко)
Когда учащийся демонстрирует нежелательное поведение, оно перенаправляется с помощью взрослого:
- Физическая блокировка (например, учитель перенаправляет руку ребенка ближе к щеке, когда тот пытается положить пальцы в рот);
- Вербальная (устная) блокировка (например, учитель говорит: «Нет, не надо», когда ученик пытается засунуть пальцы в рот);
- Использование несложного вопроса-обращения к ребенку в виде подсказки, которая побудит его к альтернативному вербальному ответу (например, ученик начинает визжать во время индивидуальной работы. Учитель спрашивает: «Где ты живешь?» или «Какого цвета твоя рубашка?»);
- Для учащихся склонных к самоповреждающему поведению и двигательным стереотипиям:
- Обращение к учащемуся нейтральным тоном
- Установление зрительного контакта с учеником
- Использование системы подсказок от наименьшей к наибольшей, чтобы вовлечь ребенка в альтернативную форму поведения
- Для учащихся с пикацизмом:
- предоставление свободного доступа к любимому продукту питания (например, попкорну или крекерам) во время, когда поведение наиболее вероятно
- обращение к учащемуся нейтральным тоном голоса
- установление зрительного контакта
- использование системы подсказок от наименьшей к наибольшей
- Пример. Учитель ставит тарелку крекеров на стол в игровой зоне во время перемены. Когда девочка с РАС пытается подобрать с пола грязь и положить в рот, учитель говорит: «Маша, не надо» и физически блокирует попытку.
- Учитель ждет, пока не установится зрительный контакт, а затем указывает на тарелку с крекерами на столе. Когда ученик с РАС пытается поднять еще грязь с пола и положить в рот, учитель осторожно подводит девочку к столу и говорит: «Крекеры».
- После перенаправления реакции и обучения учащегося альтернативному поведению учителя требуют от учащегося выполнения альтернативного поведения в течение определенного периода времени.
- Поощрение самостоятельных проявлений альтернативного поведения учащимся.
Пример: Учащийся с РАС часто хлопает руками в классе. Иногда он просто складывает руки вместе, но не хлопает. Учитель дает ему жетон каждый раз, когда он демонстрирует данное поведение, вместо хлопанья руками.
Форма организации занятий (инд/групп): Индивидуально или в группе
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
Fellner D. J., Laroche M., Sulzer-Azaroff B. The effects of adding interruption to differential reinforcement on targeted and novel self-stimulatory behaviors //Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. – 1984. – Т. 15. – №. 4. – С. 315-321.
Neitzel J. Overview of response interruption/redirection //Chapel Hill, NC: The NationalProfessional Development Center on Autism Spectrum Disorders, Frank Porter Graham Child Development Institute, The University of North Carolina. – 2009.
Sheehey P. H., Wells J. C. Using response interruption and redirection to reduce vocal stereotypy //Intervention in School and Clinic. – 2018. – Т. 53. – №. 3. – С. 171-176.
Купер Д. О., Херон Т. Э., Хьюард У. Л. Прикладной анализ поведения //М.: Практика. – 2016.