Реестр методов работы
Функциональный анализ поведения (Functional behavior assessment, FBA)
Краткое описание
понимания структуры и функций поведения учащегося с целью разработки эффективного и действенного плана поведенческого вмешательства по формированию альтернативного поведения (O'Neill, 1997).
Анализ поведения использовался Б.Ф. Скиннером как метод получения информации о целях (функциях) поведения для конкретного человека.
К основным функциям поведения относятся: получение желаемого, получение внимания, избегание и автоматическое подкрепление(Д.О. Купер, Т.Э. Херон, У.Л. Хьюард, 2016).
Функциональный анализ направлен на описание целевого поведения и последующее выявление предшествующего стимула и последствий, подкрепляющих нежелательное поведение. Другими словами, метод позволяет определить взаимосвязь между определенным типом поведения и окружающей средой.
Цели/область применения метода
Целью проведения функционального анализа является определение функции поведения.
На основе полученных данных планируют вмешательство, направленное на снижение проявления нежелательного поведения и в дальнейшем на усиление адаптивного поведения (Купер, 2016). Данная работа включает:
- Выявление антецедентов (предшествующих стимулов) для дальнейшего предупреждения нежелательного поведения.
- Определение связи между поведением и подкреплением для последующего изменения с целью снижения подкрепления нежелательного поведения.
- Определение подкреплений для формирования альтернативного поведения, которым можно заменить нежелательное.
Целевая группа
Возраст
Метод ориентирован на работу с нежелательным поведением человека в независимости от возраста
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод
Ограничений нет
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию
Применение функционального анализа поведения не требует обязательной квалификации специалиста.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов
При разработке программ вмешательств на основе полученных данных рекомендуется владение методами, применяемыми в прикладном анализе поведения.
Технология применения
Функциональный анализ поведения включает следующие методы (Купер, 2016):
- Экспериментальные.
- Описательные:
- методы прямого сбора информации;
- методы непрямого сбора информации.
Экспериментальный функциональный анализ поведения (functional experimental analysis) включает наблюдение и дальнейший подбор антецедентов (предшествующих стимулов) и последствий, соответствующих тем, что встречаются человеку в естественной среде. Далее проводится проверка гипотез о функции поведения с помощью создания специальных условий, при которых влияние каждого стимула на нежелательное поведение можно наблюдать и измерять в отдельности от влияния остальных стимулов.
Прямой описательный функциональный анализ поведения (descriptive functional behavior assessment) включает прямое наблюдение, которое проводится в естественных условиях: описывается нежелательное поведение в связи с различными событиями, которые не планируются и не организуются специальным образом.
Данный метод получения информации о поведении основан на модели A–B–C, где B – собственно поведение, A – предшествующие ему обстоятельства, С – последствия, то есть события, которые произошли сразу после поведения. Функциональный анализ поведения осуществляется при помощи специального бланка (форма ABC).
Непрямой описательный функциональный анализ поведения (indirect functional assessment) включает структурированные собеседования, листы сбора данных, рейтинговые шкалы, опросники. С помощью этих методов получают информацию о событиях или условиях, связанных с нежелательным поведением, от лиц, знакомых с тем человеком, который проявляет такое поведение (то есть от тех, кто заботится о человеке: его учителей, родителей) или его самого. Эти методы называются «непрямыми», поскольку не включают прямое наблюдение за поведением.
Алгоритм проведения функционального анализа поведения (Купер, 2016):
- Определить целевое поведение, к которому будет в дальнейшем применяться процедура анализа.
- Собрать информацию посредством непрямых и прямых описательных методов.
- Интерпретировать первоначальную информацию и сформулировать гипотезу о функции нежелательного поведения.
- Проверить эту гипотезу в ходе экспериментального анализа.
- На основе выявленной функции нежелательного поведения разработать методы вмешательства (коррекции поведения).
- Проведение регулярного мониторинга эффективности выбранных методов и составленного плана обучения.
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
- Скиннер Б. Ф. Наука и человеческое поведение //Новосибирск: НГУ. – 2017.
- Купер Д. О., Херон Т. Э., Хьюард У. Л. Прикладной анализ поведения //М.: Практика. – 2016.
- Эрц Ю.М., Жесткова Е.Б. Проведение процедуры «функциональный анализ поведения» // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 24–31.
- Овсянникова Т.М. Применение метода функционального анализа поведения для коррекции нежелательного поведения у ребенка с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 111–126. doi:10.17759/cpse.2016050108
Дополнительные источники
Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125 с.