Реестр методов работы
Музыкальная терапия (Music Therapy)
Краткое описание
Согласно определению Всемирной федерации музыкальной терапии (World Federation of Music Therapy), музыкальная терапия — это профессиональное применение музыки и ее элементов в медицинских, образовательных и повседневных условиях с индивидуальными клиентами, группами, семьями и сообществами, которые стремятся улучшить качество жизни и оптимизировать свое физическое, социальное, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное и духовное здоровье и благополучие.
Формы музыкальной терапии:
- Рецептивная (пассивная) музыкотерапия — процесс восприятия музыки с терапевтической целью.
- Активная музыкотерапия представляет собой одну из форм невербальной психотерапии, при которой построение терапевтического процесса основано на использовании музыкальных инструментов в ходе индивидуального или группового занятия.
- Интегративная музыкотерапия — один из наиболее перспективных видов арт-терапии, соединяющий воздействие музыки с другими видами творчества. Интегративную музыкотерапию применяют как отдельное терапевтическое или стимулирующее развитие средство или в комплексе с другими видами лечения (Тихонова Е.В., 2011).
Цели/область применения метода
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии в работе с детьми с РАС:
- оказывает успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
- улучшается речевая функция, внимание, память, мелкая моторика;
- улучшается сенсомоторная функция;
- помогает активизировать творческий процесс, повышает художественно-эстетическую потребность ребенка в самореализации;
- регулирует отклонения в психоэмоциональной сфере;
- помогает в преодоление сложностей в социальной адаптации (коммуникативно-рефлексивных процессах). (Мещанова Л.Н., 2016)
Целевая группа
Возраст
Метод ориентирован на детей с РАС разного возраста от 4-16 лет. Дети разделяются на 2 возрастные группы: младшая (дошкольный возраст), старшая (младший школьный возраст, с учетом, что школьники, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (АООП) 8.4. учатся 6 лет и на конец обучения им будет 16 лет).
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно
Применение данного метода не желательно если у ребенка с РАС гиперакузия. Сверхчувствительность к звукам может причинить больи навредить ребенку.
Данные методы ориентированы на дошкольников и младших школьников обучающиеся по АООП РАС (варианты 8.1-8.4.). Корректируются и подбираются педагогом по возрастным и психологическим особенностям ребенка.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть):
Высшее педагогическое, музыкально-педагогическое, музыкальное, психологическое, медицинское.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:
Рекомендовано прохождение сертифицированных курсов повышения квалификации или переподготовки по музыкальной терапии.
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий - кратко)
- Подготовительный этап. Первичная психолого-педагогическая диагностика. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка (Котышева Е.Н., 2013). Разрабатывается программа по музыкотерапии (составление тематических занятий, подбор музыки), даются рекомендации посещения ребенком индивидуальных или групповых занятий.
- Основной этап. Проведение занятий по календарно--тематическому планированию.
- Заключительный этап. Подведение итогов работы программы по музыкотерапии, анализ проделанной работы и достигнутых результатов.
Форма организации занятий:
Музыкальная терапия может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) в рамках группы Музыкально-опосредованных вмешательств (Music-mediated interventions) (Steibrenner et al, 2020).
Источники, использованные при описании метода
- Мещанова Л.Н. Коррекционное развитие ребенка с ОВЗ средствами музыкального искусства: учебно-методическое пособие / Л. Н. Мещанова; Сарат. национ. исслед. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского [Электронный ресурс]. — Саратов: [б. и.], 2016. — 51 с. — Б. ц. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1656.pdf (дата обращения: 17.05.2021)
- Тихонова Е.В. Музыкальная психотерапия в художественном образовании школьников [Текст]: Учебное пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2011. – 84с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/81696891.pdf (дата обращения: 17.05.2021)
- Мы друг другу рады!: Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста./ Е.Н. Котышева. –СПб.: КАРО, 2013. – 192с. – С.10-11.
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
Дополнительные источники
- Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. Ю.В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. – (Особый ребенок).
- Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003. - 208с.
- Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст]: учебное пособие / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Академия, 201. – 248 с.
- Колягина В.Г. Музыкотерапия в специальном образовании. Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2019. – 108 с.
- Крангальс Э.Р. Музыкотерапия как один из психокоррекционных методов работы с дезадаптивными детьми [Текст] / Э.Р. Крангальс. – М., 2006. – [Электронный ресурс] URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=46&vol=0 (дата обращения: 17.05.2021)
- Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию [Текст] / А. Менегетти / сост. Е.В. Романова, Т.Н. Сытько. – СПб.: Паллада, 1992. – 87 с.
- Музыкотерапия в музыкальном образовании / Терапия искусством в художественном образовании: по итогам 10-ти международных научно-практических конференций (Санкт-Петербург, 2008–2017 гг.)/ Сост. и научн. ред. проф. А.С. Клюев. – СП-б.: Алетейя. – 378с.
- Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога / И.С. Константинова. – М.: Теревинф, 2013. – 352с.
- Музыкальная терапия для детей: Методическое пособие по музыкотерапии для детей. Сборник материалов. - [б. м.]: Издательские решения, 2017. – 88 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1997. – 384с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика [Текст]: учебное пособие / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
- Тихонова Е.В. Музыкотерапия как средство творческого самовыражения [Текст] / Е.В. Тихонова // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки: матер. междун. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13-14 февр. 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – С. 67-71.
- Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Федорович, Е.В. Тихонова; Урал. гос. консерватория. – Екатеринбург: [б. и.], 2007. – 206 с.
- Шутова Н.В. Использование средств музыкального искусства в изучении и развитии детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Шутова. – Специальная психология. – 2004. – № 2. - С. 48-51.