Реестр методов работы
Тренинг социальных навыков (Social Skills Training)
Краткое описание
Тренинг социальных навыков - это групповые или индивидуальные занятия, предназначенные для обучения людей с РАС правильному взаимодействию с другими людьми. Занятия включают обучение основным идеям и понятиям, ролевую игру или практику, а также обратную связь, чтобы помочь учащимся приобрести и отработать навыки коммуникации, игры и другие социальные навыки, способствующие позитивному взаимодействию с другими (Wong et al., 2015). Большинство методик основано на когнитивно-бихевиоральном подходе.
Цели/область применения метода
Тренинг социальных навыков используется для формирования:
- Базовых социальных навыков (зрительный контакт, использование мимики, пантомимики, жестов, паравербальных компонентов речи и т.п.);
- Комплексных социальных действий (инициирование и поддержание разговора, просьба и предложение помощи, отказ и реакция на отказ, разрешение конфликтов и другое). (Spence, 2003);
Целевая группа
Тренинг социальных навыков можно применять при работе с детьми дошкольного возраста, школьниками, подростками и взрослыми. Существует специфика применения методов SST в различных возрастных группах (Moody, Laugeson, 2020). Конкретные техники выбираются исходя из возраста и уровня развития ребенка. В случае групповых занятий группы подбираются по уровню речевого развития (Applied Behavior Analysis Programs Guide: Social Skills Training).
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Метод могут применять любые специалисты, работающие с детьми, подростками и взрослыми с РАС: учителя, психологи, психотерапевты и другие (Applied Behavior Analysis Programs Guide: Social Skills Training). Родители без специального образования также могут обучаться техникам SST, чтобы принимать участие в обучении своего ребенка (Dekker et al., 2014).
Рекомендуется ознакомиться с различными техниками для адекватного выбора в конкретной ситуации. Существуют курсы для специалистов, посвященные отдельным программам (Gonzalez-Lopez, Kamps, 1997; Attwood, 2000).
Технология применения
Этапы применения метода:
Несмотря на то, что программы SST значительно различаются, большинство из них включает следующие этапы (Gresham, Elliot, 1990; Krasny et al., 2003):
- Моделирование и пояснение - объяснение навыка, а также представление образцов поведения, которые ребенку следует усвоить.
- Обучение навыку; после представления модели обучающиеся отрабатывают необходимый образец поведения.
- Обратная связь и социальное подкрепление - неотъемлемый компонент практически всех программ SST. Обратная связь может проходить в форме одобрения, похвалы или ободрения. Для детей с РАС в качестве подкрепления могут использоваться пищевые стимулы или жетоны. Некоторые программы включают техники самоподкрепления.
- Перенос навыка во внетерапевтическую среду. Для переноса навыка могут использоваться «усилители переноса» (transfer enhancers), такие как подкрепление в реальной жизни, избыточное обучение и другие.
Для людей с РАС конкретный навык часто разбивают на шаги, которые отрабатывают отдельно. Важно также проговорить с обучаемым необходимость навыка и ориентиры среды, когда нужно применять навык.
Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020).
Источники, использованные при описании метода
- Applied Behavior Analysis Programs Guide: Social Skills Training [электронный ресурс] URL: https://www.appliedbehavioranalysisprograms.com/faq/social-skills-training/ (дата обращения: 30.04.2021)
- Attwood T. Strategies for improving the social integration of children with Asperger syndrome //Autism. 2000. 4(1), pp.85-100.
- AutPlay "Social Skills Ball" (child with Asperger's Syndrome) [электронный ресурс] URL: https://youtu.be/nFYH5v14Xjo (дата обращения: 30.04.2021)
- Dekker V. et al. A randomized controlled study of a social skills training for preadolescent children with autism spectrum disorders: generalization of skills by training parents and teachers? // BMC psychiatry. 2014. 14(1), pp.1-13.
- Gresham F.M., Elliott S.N. Social skills rating system: Manual. – American guidance service, 1990.
- Gonzalez-Lopez A., Kamps D.M. Social skills training to increase social interactions between children with autism and their typical peers // Focus on autism and other developmental disabilities. 1997. 12(1), pp.2-14.
- Krasny L. et al. Social skills interventions for the autism spectrum: Essential ingredients and a model curriculum // Child and adolescent psychiatric clinics. 2003. 12(1), pp.107-122.
- Moody C.T., Laugeson E.A. Social skills training in autism spectrum disorder across the lifespan // Child and Adolescent Psychiatric Clinics. 2020. 29(2), pp.359-371.
- Social skills training technique for ASD, using tokens [электронный ресурс] URL: https://youtu.be/_NUyXiLXcLY (дата обращения 30.04.2021)
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
- Spence S.H. Social skills training with children and young people: Theory, evidence and practice // Child and adolescent mental health. 2003. 8(2), pp.84-96.
- Wong C. et al. Evidence-based practices for children, youth, and young adults with autism spectrum disorder: A comprehensive review //Journal of autism and developmental disorders. 2015. 45(7), pp.1951-1966.
Дополнительные источники
- Olsson N.C. et al. Social skills training for children and adolescents with autism spectrum disorder: a randomized controlled trial //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2017. 56(7), pp.585-592.
- Yun S.S. et al. Social skills training for children with autism spectrum disorder using a robotic behavioral intervention system // Autism Research. 2017. 10(7), pp.1306-1323.