Реестр методов работы
Сверстнико-опосредованные вмешательства (СОВА) / Peer-Based Instruction and Intervention, Peer-Mediated Instruction and Intervention (PBII)
Краткое описание
Сверстнико-опосредованные вмешательства представляют собой организованные групповые активности, в которых участвуют как нейротипичные ученики, так и ученики с особыми образовательными потребностями. Сверстники без особенностей развития, прошедшие специальное обучение принципам взаимодействия с детьми с аутизмом, помогают им приобрести новые социальные и академические навыки в естественной обучающей среде.
СОВА - это один из методов прикладного анализа поведения, применяющийся преимущественно в инклюзивных в классах и других инклюзивных коллективах, где совместно обучаются ученики с типичным развитием и с аутизмом.
Цели/область применения метода
Навыки, на которые направлен данный метод
- Навыки социального взаимодействия со сверстниками: отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, проявлять взаимность, вести беседу, доносить информацию и т.п.;
- Академические и речевые навыки: сверстник-наставник помогает менее успевающему или младшему по возрасту ученику в учебных задачах;
- Навыки планирования: организовывать рабочее пространство, отслеживать события дня, следить за временем и т.п.
Целевая группа
Возраст применения:
От младшего дошкольного до взрослого.
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
Должен быть сформирован навык совместной деятельности со сверстниками.
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
Наличие ярко выраженного полевого, нежелательного поведения, отсутствие мотивации к взаимодействию со сверстниками
Также есть критерии отбора нейротипичных сверстников для участия во вмешательстве: активное желание помогать другим и участвовать во взаимодействии с аутичными сверстниками, высокий уровень социальных, речевых и игровых навыков, хорошая успеваемость и опыт позитивного сотрудничества со взрослыми.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию:
Требуются знания в области прикладного анализа поведения.
Требования или рекомендации к прохождению сертфицированных курсов или тренингов:
Требуется сертификация при использовании готовой запатентованнной программы (например, The Program for the Education and Enrichment of Relational Skills (PEERS®) – 24-часовой сертификационный тренинг).
Технология применения
Этапы применения метода
- Постановка цели;
- Оценка среды;
- Выбор формата работы;
- Отбор и подготовка наставников;
- Подготовка планов и создание процедур;
- Работа и постоянный мониторинг;
- Оценка эффективности.
Форма организации занятий
- В парах;
- В малых группах;
- В командах, на которые разбивается класс.
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях малых групп и на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и (Steibrenner et al, 2020).
Источники, использованные при описании метода
- Минакова В. ABA для подростков: меняем цели - улучшаем поведение // IX Международная научно-практическая конференция "Аутизм. Вызовы и решения" (21 апреля - 23 мая 2021 г.), 2021.
- Преснякова Ю. Сверстниковое тьюторство как технология формирования коммуникативных и академических навыков // IX Международная научно-практическая конференция "Аутизм. Вызовы и решения" (21 апреля - 23 мая 2021 г.), 2021.
- СОВА. О проекте // Центр проблем аутизма [Электронный ресурс] URL: https://autismchallenge.ru/sova
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
Дополнительные источники
- Bambara L.M., Cole C.L., Kunsch C., Tsai S.-C. & Ayad E. (2016). A peer-mediated intervention to improve the conversational skills of high school students with autism spectrum disorder. Research in Autism Spectrum Disorders, 27, 29-43.
- Chan J.M., Lang R., Rispoli M., O'Reilly M., Sigafoos J. & Cole H. (2009). Use of peer-mediated interventions in the treatment of autism spectrum disorders: A systematic review. Research in Autism Spectrum Disorders, 3(4), 876-889.
- Dobbins A. d., Gagnon J.C. & Ulrich T. (2014). Teaching Geometry to Students With Math Difficulties Using Graduated and Peer-Mediated Instruction in a Response-to-Intervention Model. Preventing School Failure, 58(1), 17-25.
- E. Kalyva, E. Avramidis (2005). Improving communication between children with autism and their peers through the ‘circle of friends’: a small-scale intervention study. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 18 (3), pp. 253–261.